Напишите нам

Поиск по сайту

Наш блог

Как я заболел во время локдауна?

Это странная ситуация: вы соблюдали все меры предосторожности COVID-19 (вы почти все время дома), но, тем не менее, вы каким-то образом простудились. Вы можете задаться...

5 причин обратить внимание на средиземноморскую диету

Как диетолог, я вижу, что многие причудливые диеты приходят в нашу жизнь и быстро исчезают из нее. Многие из них это скорее наказание, чем способ питаться правильно и влиять на...

7 Фактов об овсе, которые могут вас удивить

Овес-это натуральное цельное зерно, богатое своего рода растворимой клетчаткой, которая может помочь вывести “плохой” низкий уровень холестерина ЛПНП из вашего организма....

В какое время дня лучше всего принимать витамины?

Если вы принимаете витаминные и минеральные добавки в надежде укрепить свое здоровье, вы можете задаться вопросом: “Есть ли лучшее время дня для приема витаминов?”

Ключ к счастливому партнерству

Ты хочешь жить долго и счастливо. Возможно, ты мечтал об этом с детства. Хотя никакие реальные отношения не могут сравниться со сказочными фильмами, многие люди наслаждаются...

Как получить сильные, подтянутые ноги без приседаний и выпадов

Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления мышц нижней части тела. Хотя они чрезвычайно распространены, они не могут быть безопасным вариантом для всех. Некоторые...

Создана программа предсказывающая смерть человека с точностью 90%Смерть научились предсказывать

Ученые из Стэнфордского университета разработали программу предсказывающую смерть человека с высокой точностью.

Зарплата врачей в 2018 году превысит средний доход россиян в два разаЗП докторов

Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщение о падении доходов медицинских работников в ближайшие годы. Она заявила об этом на встрече с журналистами ведущих...

Местная анестезия развивает кардиотоксичностьАнестетики вызывают остановку сердца

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила тревожную статистику. Она касаются увеличения риска острой кардиотоксичности и роста сопутствующих осложнений от...

Закон о праве родителей находиться с детьми в реанимации внесен в ГосдумуРебенок в палате

Соответствующий законопроект внесен в палату на рассмотрение. Суть его заключается в нахождении одного из родителей в больничной палате бесплатно, в течении всего срока лечения...

Психопатии

В обыденной жизни и практике врача нередко встреча­ются субъекты, по своим личностным свойствам резко отличающиеся от окружающих. Присущее им доминирова­ние эмоционального над рациональным, количественное усиление отдельных свойств (окрашивающих основное на­строение, определяющих интенсивность импульсов и т.д.) делает личностное равновесие зыбким, готовым к неадек­ватному реагированию на обычные, повседневные стимулы. Эти качества психики, отличаясь прочностью и стойкостью, сопровождают их обладателя всю жизнь. Такая личност­ная аномалия называется психопатией. Психопатическая личность с самого детства сохраняется неизменной, мало поддающейся влияниям и плохо приспосабливающейся к обстоятельствам. Отдельные черты характера гипертрофи­рованы до карикатурности, что осложняет общение, ведет к постоянным конфликтам. Суть психопатии не только в том, что некоторых черт характера «слишком много», но и в том, что с этим «многим» не справляются такие ограничители, как разум, совесть и страх. Психопат, таким образом, явля­ется заложником своего характера, оставаясь в медицин­ском и юридическом смыслах здоровым человеком.

Гипертрофированными могут быть не только эгоизм и подозрительность, хвастовство и жестокость, тщеславие и лживость, то есть те черты, которые принято считать не­гативными. Альтруизм и доверчивость, великодушие и самоотверженность, щедрость и особенно правдивость в больших дозах создают разного рода ситуационные неудобства, стремление дистанцироваться от чересчур положительного человека. Сама чрезмерность нарушает со­циальную гармонию. Несмотря на то что психиатрический интерес в основном направлен на разного рода негативные варианты, критерий социальной приемлемости и ненаде­жен, поскольку, будучи социологическим, имеет к медицине весьма отдаленное отношение, и вреден, поскольку откры­вает широкие возможности для отождествления социально неудобных личностей с психопатами.

По П.Б. Ганнушкину, психопатические черты «врожден­ны..., определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад властный отпеча­ток..., в течение жизни не подвергаются сколько-нибудь рез­ким изменениям..., мешают приспособиться к окружающей среде». Важно при этом учитывать, что представляет собой окружающая среда, и помнить об определенной относи­тельности и приблизительности диагностических крите­риев, используемых как для оценки личности человека, так и для объяснения душевных порывов (побуждений), самих поступков и поведения в целом.

О.В. Кербиков обозначил диагностические критерии пси­хопатии как тотальность, стабильность и выраженность до степени, приводящей к социальной дезадаптации. Мы видим, что признак врожденности как диагностический критерий психопатии по Ганнушкину перестает быть обяза­тельным и необходимым.

Тотальность психопатических черт у подростка про­является в том, что эти черты характера дают о себе знать всегда и везде: дома и в школе, в играх и в учебе, в буднич­ной обстановке и в экстремальной ситуации. Стабильность предполагает малую вероятность существенных изменений характера. Что касается выраженности психопатических черт до степени, приводящей к социальной дезадаптации, то в несколько формализованном виде заключается она в том, что подростки не могут удержаться ни в учебном за­ведении, ни на работе. Нарушена гармония в семье и в отно­шениях с ровесниками. Хочу предостеречь от формального подхода к перечисленным критериям социальной дезадап­тации. Исключение из школы может быть несправедливым, нетрудоустроенность — временной, увольнение с работы — незаконным, ссора с сестрой носить житейский характер, а в отношениях с товарищами могут звучать мировоззрен­ческие разногласия. Расширительная трактовка понятия «социальная дезадаптация» ведет к гипердиагностике пси­хопатии. Слишком жесткие критерии дезадаптации — пол­ная потеря работоспособности или неприспособленность к жизни в любом обществе — выводят за рамки диагноза определенную часть психопатов, удовлетворительно адап­тирующихся в особо благоприятных для них условиях (во власти, в армии, в тюрьме и т.д.). Понятно, что невелика роль любых психологических, тем более социологических оценок в процессе медицинской диагностики. Относительно более надежным в диагностическом плане представляется сле­дующее положение: в жизненный переплет может попасть каждый человек, но один воспринимает это как фрустри- рующий фактор и старается исправить ситуацию, другому же пребывание в этом переплете обеспечивает душевную гармонию, и правомерно предположить, что эта личность аномальна.

На происхождение психопатий существуют диаметраль­но противоположные взгляды. Э. Крепелин, К. Шнайдер, И. Кох, М.О. Гуревич, П.Б. Ганнушкин считали психопатию врожденной стабильной дисгармонией психики. Л. Мишо, А.К. Ленц, О.В. Кербиков и др. отстаивали точку зрения, со­гласно которой психопатия может быть порождена силой внешних воздействий на личность. В 1936 году И. Шульц писал о сформированных средой «краевых» психопатиях, противопоставляя их «ядерным», то есть врожденным.

Неоспорима роль среды в реализации потенции человека к тому, чтобы в процессе общения с людьми самому стать разумным. Противоположный пример — дети-маугли. Что касается характера, то черты его, будучи предопределенны­ми, проявляют себя по мере взросления. Здесь роль среды несопоставимо меньшая. Окружающая среда, воспитание, обстоятельства могут в некоторой (кстати, весьма малой) степени способствовать формированию привычек, манер, комплексов, но не характера. Родившийся толстокожим не станет ранимым, а замкнутый по натуре всегда будет испы­тывать определенный дискомфорт при необходимости ши­рокого общения.

Темперамент и характер — врожденные характери­стики личности. Человек с ними рождается и умирает. Обстоятельства могут выявить ранее не востребованные черты, воспитание может смягчить или заострить заложен­ные в генах особенности личности, но трудно себе пред­ставить, чтобы среда создавала черты характера, тем более чтобы они могли приобретать качества тотальности и ста­бильности. Под воздействием среды человек может стать чуть менее или чуть более общительным, но Ноздревым нужно родиться. Ситуационная необходимость может вы­нудить к широкому общению, но общительность, равно как и замкнутость, обидчивость, вспыльчивость, злопамят­ность, отходчивость, как корневые свойства характера не возникнут. В переводе с греческого характер — «чеканка», «отпечаток». Чеканит генетика, природа. Объяснения зам­кнутости тем, что мама в раннем детстве мало разговарива­ла с ребенком, и, наоборот, общительности тем, что много, представляются поверхностными, механистичными и неу­бедительными. Открытость и доброжелательность, так же как подозрительность и недоверчивость, — врожденные, генетически детерминированные, наследуемые черты. Роль общества, среды, воспитания в том, чтобы проявлять, взра­щивать, культивировать или, наоборот, микшировать, сдер­живать, скрывать имеющееся, но чтобы создавать новое, чеканить — вряд ли. Обстоятельства и события не создают, а раскрывают характеры.

При определенных усилиях можно воспитать поступ­ки, сформировать линию и даже стратегию поведения.

Приличествующие возрасту у разумных пожилых людей неторопливость и умеренность не плоды самовоспитания, не свидетельство появления новых черт характера, а всего лишь результат трезвой оценки своих физических возмож­ностей и проявление работы инстинкта самосохранения.

Характер — это внутренний стержень, на который на­низываются другие свойства — взгляды, этические и эсте­тические предпочтения и т.п. Что касается взглядов, я думаю, они не только продукт среды, но и что они серьез­но зависят от состояния совести, ума, склада мышления, способности к противостоянию пропаганде, которые сами являются, я убежден, врожденными свойствами личности. Выбор идеологии (научной, политической и пр.) опирается на внутреннюю предрасположенность, воспринимающую именно эту конкретную систему взглядов как наиболее близкую. Влияние среды на формирование общественно- политических воззрений, конечно, имеет место, но все-таки либералы и консерваторы, почвенники и космополиты, сла­вянофилы и западники не только и не столько воспитанные средой идеологические и политические антиподы, сколько разные натуры. В принятии той или другой идеологии име­ет, стало быть, место изначальная предопределенность, а социальные и прочие средовые воздействия работают на уже, что называется, вспаханном поле. Под влиянием об­стоятельств взгляды могут меняться, но вектор изменений обычно стремится к гармонии с собственной натурой, како­вая сама по себе остается неизменной.

Характерологические сдвиги у психопатов могут быть аутохтонными и ситуативными, и именно это имеет в ви­ду П.Б. Ганнушкин, говоря о конституциональном и си­туационном типах психопатического развития. То есть, по П.Б. Ганнушкину, психопатическое развитие — это эволю­ция психопатической личности, а по O.K. Кербикову, это движение по пути к психопатии, названное им патохарак­терологическим развитием. Термином «патохарактерологи­ческое развитие» или «патологическое развитие» личности лучше не пользоваться, во-первых, потому что самим тер­мином ребенок или подросток автоматически погружается в область патологии, а во-вторых, потому что критерии диа­гностики того, что называется патохарактерологическим развитием, далеко не бесспорны, границы психопатий ис­кусственно расширяются, и, как следствие, диагноз «крае­вая психопатия» в 80-е годы прошлого века ставился вдвое чаще, чем в 60-е. Последнее может быть объяснено, кроме тогдашней модности диагноза, отсутствием четких диагно­стических критериев патохарактерологического развития и краевой психопатии, неоправданным их расширением, в связи с чем в область патологии включалось то, что ею, воз­можно, не являлось.

Развитие (динамику) психопатий, как и развитие характе­ра, следует понимать не как приобретение новых, в том числе патологических свойств, а как заострение уже имеющихся, а при психопатических кризах (декомпенсациях) и проис­ходит углубление, утяжеление психопатических свойств. Аутохтонные или ситуативно обусловленные характероло­гические сдвиги (декомпенсации) проявляются тем, что еще более очерченной становится дисгармоничность психики. На передний план выступает психическая и социальная незрелость, поведение не корригируется. На фоне утраты критической оценки, тотальной дезадаптации и практиче­ской беспомощности могут наблюдаться состояния воз­буждения, астения, расстройства настроения (дисфории, депрессии), сверхценные переживания с кататимностыо мышления, то есть развиваются субпсихотические состоя­ния. Окружающая среда организуется психопатом так, что становится для него источником постоянных конфликтов, то есть декомпенсирующим фактором. В любой среде пси­хопат ищет и находит раздражающие моменты, к которым он особенно чувствителен, перестраивает свою среду так, чтобы она обеспечивала необходимые ему раздражители. Таким образом, вольно или невольно психопат стремится к декомпенсациям, по крайней мере, не старается их избегать.

Согласно определению К. Шнайдера, психопат страдает от своего характера сам и (или) заставляет страдать от него других. Психопатическое поведение есть результат пребы­вания психопата в согласии с собой, со своим характером. Идя на поводу у побуждений, поступая в соответствии с характером, находясь в гармонии со своей природой, психопат лишь в малой степени сожалеет по поводу по­следствий своих поступков. Для личности, у которой эмо­ции главенствуют над рассудком (а это корневое свойство любой психопатии), процесс важнее результата. Говоря о «страдании» психопата от своего характера, следует иметь в виду объективную невыгодность для него его поведения. Страдание психопата скорее объективно, чем субъектив­но. Субъективные мучения, совпадающие с объективной невыгодностью психопатического поведения, свойствен­ны в основном склонным к рефлексии и самобичеванию психастеникам, тревожным и сенситивным личностям. Ну и для близких жизнь рядом с психопатом — безусловно, страдание.

В поисках истоков социально-личностной направлен­ности, а в широком смысле — личностной «доброкаче­ственности» не следует забывать, что индивидуальная восприимчивость к вносимым извне этическим положениям у разных людей существенно различается, и это серьезный довод в пользу ее биологической детерминированности. Почему у очень многих, даже рано усыновленных, отказ­ных детей плохой социальный прогноз? На воспитательный призыв нужно иметь, чем откликнуться. В процессе вос­питания реализуются заложенные потенции. Если таковые отсутствуют, та же совесть, например, то ее и не разбудить, возможна только дрессировка. Воспитание взывает к сове­сти, и на этой основе выстраиваются отношения с миром; дрессировка больше полагается на страх. В неспособности любить, сочувствовать, стыдиться, угрызаться совестью проявляют себя родительские гены, и хорошая среда па­сует перед плохой генетикой. Нравственный дефект имеет биологический фундамент, и в слове «выродок» слышится не только моральное осуждение, но и констатация биоло­гической деградации. Народная мудрость насчет яблока и яблони имеет массу подтверждений и в жизни, и в психиа­трической практике.

Я думаю, что и эстетические пристрастия определяются не только средой (временем, окружением), но и опираются на некие, как говорил Крепелин по другому поводу, предуготованные механизмы. Модернизм и авангардизм как во­площение разрыва с академической традицией наверняка ближе либералу и космополиту, нежели консерватору и почвеннику. Иначе говоря, человек не чистая доска, на ко­торой можно писать все что угодно; он выбирает из пред­лагаемого средой лишь то, с чем он готов жить, находясь в согласии с самим собой, со своей природой.

П.Б. Ганнушкин, отдавая должное влияниям среды, от­водил ей роль моделирующего, но не создающего психо­патию фактора и резко отрицательно относился к термину А.К. Ленца «социопатия», рассматривавшего психопатию как продукт социальных влияний. На необходимость от­граничения психопатий от модельных обратимых состоя­ний, включающих педагогически и социально запущенных, так называемых «трудных» детей указывали Е.А. Попов и С.С. Мнухин.

Как отличить «трудного», семейно и социально запу­щенного ребенка или подростка, воспринявшего моду поведения антисоциального окружения, от психопата?

Приблизительная дифференцировка возможна в попереч­нике. У социально запущенного в речи и манерах заметен улично-тюремный налет. Психопат не так нагл, далеко не всегда вульгарен. Он более «номенклатурен», то есть в нем высвечивается конкретный психотип. В большой степени поможет помещение в благоприятную среду и время. Со временем в нормальной обстановке «трудный» и запущен­ный ребенок постепенно оттаивает и становится все более социально приемлемым, все меньше звучат речевые и по­веденческие стереотипы антисоциальной среды, все больше проявляется личностно-доброкачественное, если, конечно, совесть была заложена в его генетическую программу или если он изначально не был психопатом. В этом случае бес­сильной окажется самая здоровая среда. Психопата впереди обязательно ждут аутохтонные или ситуационно спрово­цированные декомпенсации. Причины его дисгармонии с окружающим миром имеют внутренний характер, в то вре­мя как у «трудных» и запущенных их следует искать и видеть именно в несовершенстве мира, то есть они по отношению к личности чаще внешние. Надо полагать, что какую-то часть асоциальной и антисоциальной среды составляют прирож­денные, можно сказать, конституциональные бродяги и жу­лики, находящиеся в полной гармонии со своим образом жизни и промыслом. По всей вероятности, это психопа­тические личности, и в этих случаях никакие воспитатель­ные воздействия перспективы не имеют. Варлам Шаламов, много общавшийся в колымских лагерях с бывшими коло­нистами макаренковских трудовых коммун, сокрушался по поводу того, что «жульническая кровь неистребима»

Отмечая большую динамичность (обратимость) приоб­ретенных или краевых психопатий, О.В. Кербиков подчерки­вал необходимость разграничения их с непатологическими личностными искажениями, но четких дифференциально­диагностических критериев предложено не было. Десоциа­лизация личности, обусловленная средовыми влияниями, при которой поведение определяется примитивными влече­ниями и навязанными этой средой шаблонами, действитель­но обратима при перемене условий жизни. Поведение этих подростков соответствует условиям и требованиям сре­ды, которая их окружает и обеспечивает выживание в ней. Свойственный социальной и педагогической запущенности признак обратимости кладется в основу концепции нажитой психопатии. Таким образом, краевая психопатия от ядер- ной (истинной) отличается принципиально (отсутствуют признаки врожденности и стабильности), в то время как от социальной запущенности практически неотличима. Оба фе­номена сформированы средой. Проявляя себя повсеместно, несут страдания окружающим, оба выносят на социальную обочину, оба обратимы. Диктуемые средой поведенческие стереотипы не являются, на мой взгляд, ни психопатообра­зующими, ни характерообразующими. Характер и стиль по­ведения не должны отождествляться. Граница между ними вполне различима. Что касается свойственной психопатам гипертрофированности личностных проявлений, «наруша­ющей социальную гармонию» и т.п., то об относительности и приблизительности оценивающих личность и поведение социологических критериев речь уже шла.

Обосновывая выделение нажитой психопатии, О.В. Кербиков упоминает работы Мишо, Жоли, Эйе, Дюблино, Рейха, Биндера, Вебера, описавших у детей и под­ростков личностные реакции имитации, оппозиции и так называемые бессимптомные неврозы или невротические характеры, находящиеся на границе неврозов, психопатиче­ских личностей и психозов. О.В. Кербиков видит в этих яв­лениях переход от невроза к психопатическому характеру и выводит идею о реактивном формировании патологических черт характера как этапа на пути к психопатии. По-моему, описанные французскими и швейцарскими авторами реак­ции оппозиции, имитации, возмущения, госпитализма, так называемые неврозы характера не создают характер, а явля­ются по отношению к нему вторичным (привнесенным) наслоением и не должны с ним (характером) отождествляться. Жизнь человека в мире людей целиком состоит из его реак­ций на окружающих и реакций окружающих на него самого. И через эту жизнь человек проходит со своим характером, весьма жесткой и стабильной личностной составляющей, достаточно устойчивой к ситуационным воздействиям. Будь иначе, человек представлял бы собою аморфное, ли­шенное индивидуальности, постоянно меняющееся и не­прогнозируемое существо.

Ситуативно обусловленные реакции и состояния не тож­дественны характерологическому сдвигу, далеко не всег­да являются болезненными и рассматриваться в качестве этапа формирования характера, его новых, патологических свойств не должны.

Возвращаясь к вопросу о влиянии среды на формирова­ние личности и, в частности, на формирование характера, считаю такую возможность призрачной. Миллиарды лет эволюции органического вещества создали человека — немыслимой сложности биологическую структуру, на­деленную психикой и во многом благодаря ей прекрасно приспособленную для жизни на планете и в социуме. Трудно представить, чтобы мудрая природа, сумев создать самое совершенное и непостигаемо сложное — психику, допу­стила возможность вмешательства в этот процесс, сделала психику и, в частности, характер уязвимым и податливым к воздействиям на него таких небиологических (я подчерки­ваю — небиологических!) факторов, как социальный строй, воспитание или удары судьбы. Не нужно смешивать влия­ние среды с самим фактом жизни среди людей. Становление личности и разума невозможно без общения с людьми, но качества ума и личности от конкретных обстоятельств жизни зависят мало. Другое дело, если среда воздействует не на психику, а на сому, на плоть, так сказать. Избиения и пытки, холод и голод разрушают в человеке то, что делает его личностью — достоинство и жертвенность, разборчи­вость в средствах и брезгливость в фигуральном и букваль­ном смысле. Жесткое биологическое воздействие способно снять цивилизационные запреты и культуральные табу, вы­нудить к поступкам, которые человек, возможно, никогда бы не совершил при любом психологическом давлении.

Истоки бытующих доныне преувеличенных, с моей точ­ки зрения, представлений о роли социального в происхо­ждении психических расстройств вообще и психопатий в частности, следует искать в атмосфере, царившей в науке и обществе с начала 30-х годов прошлого века. Очевидно, что перекос в сторону большей значимости социального связан не только с тотальным изгнанием генетики из советской науки, но и с жесточайшим давлением социалистической идеологии с использованием пропагандистского и репрес­сивного аппарата по созданию нового советского характе­ра, «выработке коммунистического человека» (Н. Бухарин) условиями советской действительности. Впрочем, первое вытекало из второго. Не в последнюю очередь отсюда, я ду­маю, торжество в советской психиатрии доктрины о нажи­той или краевой психопатии.

Патогенез психопатий изучен недостаточно. Э. Крепелин считал, что в основе их лежит частичная задержка психи­ческого развития (парциальный инфантилизм). Психо­патическая конституция, дисгармония темперамента и характера проявляют себя детскостью, незрелостью пси­хики — некритичным мышлением, повышенной внушаемо­стью, неуравновешенными эмоциями, слабоволием. Исходя из положения, что психопатия — это следствие врожденно­го дизонтогенеза нервной системы, Г.Е. Сухарева очерти­ла три типа дизонтогенеза, лежащих в основе психопатий. Задержанный тип является источником дисгармониче­ского инфантилизма. Для него характерно недоразвитие воли; особенности детской психики утрированы, вообра­жение и фантазии преобладают над реальным. Этот тип лежит в основе истероидной и неустойчивой психопатий. Искаженный (диспропорциональный) тип, при котором имеет место задержка в созревании одних механизмов личности при ускорении созревания других (асинхрония развития) лежит в основе гипертимной, шизоидной, психа­стенической психопатии. Поврежденное развитие является базой для так называемой органической психопатии.

Распространенность психопатий составляет примерно 15 на 10000 данного возраста, причем у мальчиков они встре­чаются вчетверо чаще, чем у девочек.

В соответствии с большим разнообразием нормаль­ных характеров описывается множество их патологиче­ских вариантов. С начала прошлого века предпринимались многочисленные попытки их систематизации. В нашей стране с 1930-х годов широко используется классифика­ция психопатий П.Б. Ганнушкина, сочетающая формы из группировок Э. Крепелина и К. Шнайдера с формами, опи­санными Э. Кречмером. Ценность группировок Э. Крепе­лина, К. Шнайдера, Э. Кречмера, П.Б. Ганнушкина не в них самих, но в прекрасных описаниях личностей, благодаря ко­торым клиницисты-практики за терминами-обозначениями (шизоид, эпилептоид и т.д.) понимают примерно одно и то же и могут говорить на одном языке.

Невысокая популярность диагноза «психопатия» у детей допубертатного возраста объясняется тем, что, по мнению многих, характер ребенка находится в становлении, а сам диагноз стигматизирует в психиатрическом плане. И все же нет оснований сомневаться в существовании у детей свя­занных с конституциональной предрасположенностью ано­малий характера, то есть таких его свойств, которые нельзя объяснить ни кризами психического созревания, ни дурны­ми влияниями, ни реакциями на психотравмы, ни энцефало­патиями. В раннем детстве типологическое разграничение психопатий затруднительно. Начиная со школьного возрас­та, несмотря на тенденцию к сочетанию у юных психопатов отдельных аномалий, уже можно уловить доминирующие черты характера, позволяющие дать типологическую харак­теристику личности в целом.




Тесты для врачей

Наши партнеры