Поиск по сайту
Наш блог
Это странная ситуация: вы соблюдали все меры предосторожности COVID-19 (вы почти все время дома), но, тем не менее, вы каким-то образом простудились. Вы можете задаться...
Как диетолог, я вижу, что многие причудливые диеты приходят в нашу жизнь и быстро исчезают из нее. Многие из них это скорее наказание, чем способ питаться правильно и влиять на...
Овес-это натуральное цельное зерно, богатое своего рода растворимой клетчаткой, которая может помочь вывести “плохой” низкий уровень холестерина ЛПНП из вашего организма....
Если вы принимаете витаминные и минеральные добавки в надежде укрепить свое здоровье, вы можете задаться вопросом: “Есть ли лучшее время дня для приема витаминов?”
Ты хочешь жить долго и счастливо. Возможно, ты мечтал об этом с детства. Хотя никакие реальные отношения не могут сравниться со сказочными фильмами, многие люди наслаждаются...
Приседания и выпады-типичные упражнения для укрепления мышц нижней части тела. Хотя они чрезвычайно распространены, они не могут быть безопасным вариантом для всех. Некоторые...
Ученые из Стэнфордского университета разработали программу предсказывающую смерть человека с высокой точностью.
Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова опровергла сообщение о падении доходов медицинских работников в ближайшие годы. Она заявила об этом на встрече с журналистами ведущих...
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила тревожную статистику. Она касаются увеличения риска острой кардиотоксичности и роста сопутствующих осложнений от...
Соответствующий законопроект внесен в палату на рассмотрение. Суть его заключается в нахождении одного из родителей в больничной палате бесплатно, в течении всего срока лечения...
В обыденной жизни и практике врача нередко встречаются субъекты, по своим личностным свойствам резко отличающиеся от окружающих. Присущее им доминирование эмоционального над рациональным, количественное усиление отдельных свойств (окрашивающих основное настроение, определяющих интенсивность импульсов и т.д.) делает личностное равновесие зыбким, готовым к неадекватному реагированию на обычные, повседневные стимулы. Эти качества психики, отличаясь прочностью и стойкостью, сопровождают их обладателя всю жизнь. Такая личностная аномалия называется психопатией. Психопатическая личность с самого детства сохраняется неизменной, мало поддающейся влияниям и плохо приспосабливающейся к обстоятельствам. Отдельные черты характера гипертрофированы до карикатурности, что осложняет общение, ведет к постоянным конфликтам. Суть психопатии не только в том, что некоторых черт характера «слишком много», но и в том, что с этим «многим» не справляются такие ограничители, как разум, совесть и страх. Психопат, таким образом, является заложником своего характера, оставаясь в медицинском и юридическом смыслах здоровым человеком.
Гипертрофированными могут быть не только эгоизм и подозрительность, хвастовство и жестокость, тщеславие и лживость, то есть те черты, которые принято считать негативными. Альтруизм и доверчивость, великодушие и самоотверженность, щедрость и особенно правдивость в больших дозах создают разного рода ситуационные неудобства, стремление дистанцироваться от чересчур положительного человека. Сама чрезмерность нарушает социальную гармонию. Несмотря на то что психиатрический интерес в основном направлен на разного рода негативные варианты, критерий социальной приемлемости и ненадежен, поскольку, будучи социологическим, имеет к медицине весьма отдаленное отношение, и вреден, поскольку открывает широкие возможности для отождествления социально неудобных личностей с психопатами.
По П.Б. Ганнушкину, психопатические черты «врожденны..., определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад властный отпечаток..., в течение жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям..., мешают приспособиться к окружающей среде». Важно при этом учитывать, что представляет собой окружающая среда, и помнить об определенной относительности и приблизительности диагностических критериев, используемых как для оценки личности человека, так и для объяснения душевных порывов (побуждений), самих поступков и поведения в целом.
О.В. Кербиков обозначил диагностические критерии психопатии как тотальность, стабильность и выраженность до степени, приводящей к социальной дезадаптации. Мы видим, что признак врожденности как диагностический критерий психопатии по Ганнушкину перестает быть обязательным и необходимым.
Тотальность психопатических черт у подростка проявляется в том, что эти черты характера дают о себе знать всегда и везде: дома и в школе, в играх и в учебе, в будничной обстановке и в экстремальной ситуации. Стабильность предполагает малую вероятность существенных изменений характера. Что касается выраженности психопатических черт до степени, приводящей к социальной дезадаптации, то в несколько формализованном виде заключается она в том, что подростки не могут удержаться ни в учебном заведении, ни на работе. Нарушена гармония в семье и в отношениях с ровесниками. Хочу предостеречь от формального подхода к перечисленным критериям социальной дезадаптации. Исключение из школы может быть несправедливым, нетрудоустроенность — временной, увольнение с работы — незаконным, ссора с сестрой носить житейский характер, а в отношениях с товарищами могут звучать мировоззренческие разногласия. Расширительная трактовка понятия «социальная дезадаптация» ведет к гипердиагностике психопатии. Слишком жесткие критерии дезадаптации — полная потеря работоспособности или неприспособленность к жизни в любом обществе — выводят за рамки диагноза определенную часть психопатов, удовлетворительно адаптирующихся в особо благоприятных для них условиях (во власти, в армии, в тюрьме и т.д.). Понятно, что невелика роль любых психологических, тем более социологических оценок в процессе медицинской диагностики. Относительно более надежным в диагностическом плане представляется следующее положение: в жизненный переплет может попасть каждый человек, но один воспринимает это как фрустри- рующий фактор и старается исправить ситуацию, другому же пребывание в этом переплете обеспечивает душевную гармонию, и правомерно предположить, что эта личность аномальна.
На происхождение психопатий существуют диаметрально противоположные взгляды. Э. Крепелин, К. Шнайдер, И. Кох, М.О. Гуревич, П.Б. Ганнушкин считали психопатию врожденной стабильной дисгармонией психики. Л. Мишо, А.К. Ленц, О.В. Кербиков и др. отстаивали точку зрения, согласно которой психопатия может быть порождена силой внешних воздействий на личность. В 1936 году И. Шульц писал о сформированных средой «краевых» психопатиях, противопоставляя их «ядерным», то есть врожденным.
Неоспорима роль среды в реализации потенции человека к тому, чтобы в процессе общения с людьми самому стать разумным. Противоположный пример — дети-маугли. Что касается характера, то черты его, будучи предопределенными, проявляют себя по мере взросления. Здесь роль среды несопоставимо меньшая. Окружающая среда, воспитание, обстоятельства могут в некоторой (кстати, весьма малой) степени способствовать формированию привычек, манер, комплексов, но не характера. Родившийся толстокожим не станет ранимым, а замкнутый по натуре всегда будет испытывать определенный дискомфорт при необходимости широкого общения.
Темперамент и характер — врожденные характеристики личности. Человек с ними рождается и умирает. Обстоятельства могут выявить ранее не востребованные черты, воспитание может смягчить или заострить заложенные в генах особенности личности, но трудно себе представить, чтобы среда создавала черты характера, тем более чтобы они могли приобретать качества тотальности и стабильности. Под воздействием среды человек может стать чуть менее или чуть более общительным, но Ноздревым нужно родиться. Ситуационная необходимость может вынудить к широкому общению, но общительность, равно как и замкнутость, обидчивость, вспыльчивость, злопамятность, отходчивость, как корневые свойства характера не возникнут. В переводе с греческого характер — «чеканка», «отпечаток». Чеканит генетика, природа. Объяснения замкнутости тем, что мама в раннем детстве мало разговаривала с ребенком, и, наоборот, общительности тем, что много, представляются поверхностными, механистичными и неубедительными. Открытость и доброжелательность, так же как подозрительность и недоверчивость, — врожденные, генетически детерминированные, наследуемые черты. Роль общества, среды, воспитания в том, чтобы проявлять, взращивать, культивировать или, наоборот, микшировать, сдерживать, скрывать имеющееся, но чтобы создавать новое, чеканить — вряд ли. Обстоятельства и события не создают, а раскрывают характеры.
При определенных усилиях можно воспитать поступки, сформировать линию и даже стратегию поведения.
Приличествующие возрасту у разумных пожилых людей неторопливость и умеренность не плоды самовоспитания, не свидетельство появления новых черт характера, а всего лишь результат трезвой оценки своих физических возможностей и проявление работы инстинкта самосохранения.
Характер — это внутренний стержень, на который нанизываются другие свойства — взгляды, этические и эстетические предпочтения и т.п. Что касается взглядов, я думаю, они не только продукт среды, но и что они серьезно зависят от состояния совести, ума, склада мышления, способности к противостоянию пропаганде, которые сами являются, я убежден, врожденными свойствами личности. Выбор идеологии (научной, политической и пр.) опирается на внутреннюю предрасположенность, воспринимающую именно эту конкретную систему взглядов как наиболее близкую. Влияние среды на формирование общественно- политических воззрений, конечно, имеет место, но все-таки либералы и консерваторы, почвенники и космополиты, славянофилы и западники не только и не столько воспитанные средой идеологические и политические антиподы, сколько разные натуры. В принятии той или другой идеологии имеет, стало быть, место изначальная предопределенность, а социальные и прочие средовые воздействия работают на уже, что называется, вспаханном поле. Под влиянием обстоятельств взгляды могут меняться, но вектор изменений обычно стремится к гармонии с собственной натурой, каковая сама по себе остается неизменной.
Характерологические сдвиги у психопатов могут быть аутохтонными и ситуативными, и именно это имеет в виду П.Б. Ганнушкин, говоря о конституциональном и ситуационном типах психопатического развития. То есть, по П.Б. Ганнушкину, психопатическое развитие — это эволюция психопатической личности, а по O.K. Кербикову, это движение по пути к психопатии, названное им патохарактерологическим развитием. Термином «патохарактерологическое развитие» или «патологическое развитие» личности лучше не пользоваться, во-первых, потому что самим термином ребенок или подросток автоматически погружается в область патологии, а во-вторых, потому что критерии диагностики того, что называется патохарактерологическим развитием, далеко не бесспорны, границы психопатий искусственно расширяются, и, как следствие, диагноз «краевая психопатия» в 80-е годы прошлого века ставился вдвое чаще, чем в 60-е. Последнее может быть объяснено, кроме тогдашней модности диагноза, отсутствием четких диагностических критериев патохарактерологического развития и краевой психопатии, неоправданным их расширением, в связи с чем в область патологии включалось то, что ею, возможно, не являлось.
Развитие (динамику) психопатий, как и развитие характера, следует понимать не как приобретение новых, в том числе патологических свойств, а как заострение уже имеющихся, а при психопатических кризах (декомпенсациях) и происходит углубление, утяжеление психопатических свойств. Аутохтонные или ситуативно обусловленные характерологические сдвиги (декомпенсации) проявляются тем, что еще более очерченной становится дисгармоничность психики. На передний план выступает психическая и социальная незрелость, поведение не корригируется. На фоне утраты критической оценки, тотальной дезадаптации и практической беспомощности могут наблюдаться состояния возбуждения, астения, расстройства настроения (дисфории, депрессии), сверхценные переживания с кататимностыо мышления, то есть развиваются субпсихотические состояния. Окружающая среда организуется психопатом так, что становится для него источником постоянных конфликтов, то есть декомпенсирующим фактором. В любой среде психопат ищет и находит раздражающие моменты, к которым он особенно чувствителен, перестраивает свою среду так, чтобы она обеспечивала необходимые ему раздражители. Таким образом, вольно или невольно психопат стремится к декомпенсациям, по крайней мере, не старается их избегать.
Согласно определению К. Шнайдера, психопат страдает от своего характера сам и (или) заставляет страдать от него других. Психопатическое поведение есть результат пребывания психопата в согласии с собой, со своим характером. Идя на поводу у побуждений, поступая в соответствии с характером, находясь в гармонии со своей природой, психопат лишь в малой степени сожалеет по поводу последствий своих поступков. Для личности, у которой эмоции главенствуют над рассудком (а это корневое свойство любой психопатии), процесс важнее результата. Говоря о «страдании» психопата от своего характера, следует иметь в виду объективную невыгодность для него его поведения. Страдание психопата скорее объективно, чем субъективно. Субъективные мучения, совпадающие с объективной невыгодностью психопатического поведения, свойственны в основном склонным к рефлексии и самобичеванию психастеникам, тревожным и сенситивным личностям. Ну и для близких жизнь рядом с психопатом — безусловно, страдание.
В поисках истоков социально-личностной направленности, а в широком смысле — личностной «доброкачественности» не следует забывать, что индивидуальная восприимчивость к вносимым извне этическим положениям у разных людей существенно различается, и это серьезный довод в пользу ее биологической детерминированности. Почему у очень многих, даже рано усыновленных, отказных детей плохой социальный прогноз? На воспитательный призыв нужно иметь, чем откликнуться. В процессе воспитания реализуются заложенные потенции. Если таковые отсутствуют, та же совесть, например, то ее и не разбудить, возможна только дрессировка. Воспитание взывает к совести, и на этой основе выстраиваются отношения с миром; дрессировка больше полагается на страх. В неспособности любить, сочувствовать, стыдиться, угрызаться совестью проявляют себя родительские гены, и хорошая среда пасует перед плохой генетикой. Нравственный дефект имеет биологический фундамент, и в слове «выродок» слышится не только моральное осуждение, но и констатация биологической деградации. Народная мудрость насчет яблока и яблони имеет массу подтверждений и в жизни, и в психиатрической практике.
Я думаю, что и эстетические пристрастия определяются не только средой (временем, окружением), но и опираются на некие, как говорил Крепелин по другому поводу, предуготованные механизмы. Модернизм и авангардизм как воплощение разрыва с академической традицией наверняка ближе либералу и космополиту, нежели консерватору и почвеннику. Иначе говоря, человек не чистая доска, на которой можно писать все что угодно; он выбирает из предлагаемого средой лишь то, с чем он готов жить, находясь в согласии с самим собой, со своей природой.
П.Б. Ганнушкин, отдавая должное влияниям среды, отводил ей роль моделирующего, но не создающего психопатию фактора и резко отрицательно относился к термину А.К. Ленца «социопатия», рассматривавшего психопатию как продукт социальных влияний. На необходимость отграничения психопатий от модельных обратимых состояний, включающих педагогически и социально запущенных, так называемых «трудных» детей указывали Е.А. Попов и С.С. Мнухин.
Как отличить «трудного», семейно и социально запущенного ребенка или подростка, воспринявшего моду поведения антисоциального окружения, от психопата?
Приблизительная дифференцировка возможна в поперечнике. У социально запущенного в речи и манерах заметен улично-тюремный налет. Психопат не так нагл, далеко не всегда вульгарен. Он более «номенклатурен», то есть в нем высвечивается конкретный психотип. В большой степени поможет помещение в благоприятную среду и время. Со временем в нормальной обстановке «трудный» и запущенный ребенок постепенно оттаивает и становится все более социально приемлемым, все меньше звучат речевые и поведенческие стереотипы антисоциальной среды, все больше проявляется личностно-доброкачественное, если, конечно, совесть была заложена в его генетическую программу или если он изначально не был психопатом. В этом случае бессильной окажется самая здоровая среда. Психопата впереди обязательно ждут аутохтонные или ситуационно спровоцированные декомпенсации. Причины его дисгармонии с окружающим миром имеют внутренний характер, в то время как у «трудных» и запущенных их следует искать и видеть именно в несовершенстве мира, то есть они по отношению к личности чаще внешние. Надо полагать, что какую-то часть асоциальной и антисоциальной среды составляют прирожденные, можно сказать, конституциональные бродяги и жулики, находящиеся в полной гармонии со своим образом жизни и промыслом. По всей вероятности, это психопатические личности, и в этих случаях никакие воспитательные воздействия перспективы не имеют. Варлам Шаламов, много общавшийся в колымских лагерях с бывшими колонистами макаренковских трудовых коммун, сокрушался по поводу того, что «жульническая кровь неистребима»
Отмечая большую динамичность (обратимость) приобретенных или краевых психопатий, О.В. Кербиков подчеркивал необходимость разграничения их с непатологическими личностными искажениями, но четких дифференциальнодиагностических критериев предложено не было. Десоциализация личности, обусловленная средовыми влияниями, при которой поведение определяется примитивными влечениями и навязанными этой средой шаблонами, действительно обратима при перемене условий жизни. Поведение этих подростков соответствует условиям и требованиям среды, которая их окружает и обеспечивает выживание в ней. Свойственный социальной и педагогической запущенности признак обратимости кладется в основу концепции нажитой психопатии. Таким образом, краевая психопатия от ядер- ной (истинной) отличается принципиально (отсутствуют признаки врожденности и стабильности), в то время как от социальной запущенности практически неотличима. Оба феномена сформированы средой. Проявляя себя повсеместно, несут страдания окружающим, оба выносят на социальную обочину, оба обратимы. Диктуемые средой поведенческие стереотипы не являются, на мой взгляд, ни психопатообразующими, ни характерообразующими. Характер и стиль поведения не должны отождествляться. Граница между ними вполне различима. Что касается свойственной психопатам гипертрофированности личностных проявлений, «нарушающей социальную гармонию» и т.п., то об относительности и приблизительности оценивающих личность и поведение социологических критериев речь уже шла.
Обосновывая выделение нажитой психопатии, О.В. Кербиков упоминает работы Мишо, Жоли, Эйе, Дюблино, Рейха, Биндера, Вебера, описавших у детей и подростков личностные реакции имитации, оппозиции и так называемые бессимптомные неврозы или невротические характеры, находящиеся на границе неврозов, психопатических личностей и психозов. О.В. Кербиков видит в этих явлениях переход от невроза к психопатическому характеру и выводит идею о реактивном формировании патологических черт характера как этапа на пути к психопатии. По-моему, описанные французскими и швейцарскими авторами реакции оппозиции, имитации, возмущения, госпитализма, так называемые неврозы характера не создают характер, а являются по отношению к нему вторичным (привнесенным) наслоением и не должны с ним (характером) отождествляться. Жизнь человека в мире людей целиком состоит из его реакций на окружающих и реакций окружающих на него самого. И через эту жизнь человек проходит со своим характером, весьма жесткой и стабильной личностной составляющей, достаточно устойчивой к ситуационным воздействиям. Будь иначе, человек представлял бы собою аморфное, лишенное индивидуальности, постоянно меняющееся и непрогнозируемое существо.
Ситуативно обусловленные реакции и состояния не тождественны характерологическому сдвигу, далеко не всегда являются болезненными и рассматриваться в качестве этапа формирования характера, его новых, патологических свойств не должны.
Возвращаясь к вопросу о влиянии среды на формирование личности и, в частности, на формирование характера, считаю такую возможность призрачной. Миллиарды лет эволюции органического вещества создали человека — немыслимой сложности биологическую структуру, наделенную психикой и во многом благодаря ей прекрасно приспособленную для жизни на планете и в социуме. Трудно представить, чтобы мудрая природа, сумев создать самое совершенное и непостигаемо сложное — психику, допустила возможность вмешательства в этот процесс, сделала психику и, в частности, характер уязвимым и податливым к воздействиям на него таких небиологических (я подчеркиваю — небиологических!) факторов, как социальный строй, воспитание или удары судьбы. Не нужно смешивать влияние среды с самим фактом жизни среди людей. Становление личности и разума невозможно без общения с людьми, но качества ума и личности от конкретных обстоятельств жизни зависят мало. Другое дело, если среда воздействует не на психику, а на сому, на плоть, так сказать. Избиения и пытки, холод и голод разрушают в человеке то, что делает его личностью — достоинство и жертвенность, разборчивость в средствах и брезгливость в фигуральном и буквальном смысле. Жесткое биологическое воздействие способно снять цивилизационные запреты и культуральные табу, вынудить к поступкам, которые человек, возможно, никогда бы не совершил при любом психологическом давлении.
Истоки бытующих доныне преувеличенных, с моей точки зрения, представлений о роли социального в происхождении психических расстройств вообще и психопатий в частности, следует искать в атмосфере, царившей в науке и обществе с начала 30-х годов прошлого века. Очевидно, что перекос в сторону большей значимости социального связан не только с тотальным изгнанием генетики из советской науки, но и с жесточайшим давлением социалистической идеологии с использованием пропагандистского и репрессивного аппарата по созданию нового советского характера, «выработке коммунистического человека» (Н. Бухарин) условиями советской действительности. Впрочем, первое вытекало из второго. Не в последнюю очередь отсюда, я думаю, торжество в советской психиатрии доктрины о нажитой или краевой психопатии.
Патогенез психопатий изучен недостаточно. Э. Крепелин считал, что в основе их лежит частичная задержка психического развития (парциальный инфантилизм). Психопатическая конституция, дисгармония темперамента и характера проявляют себя детскостью, незрелостью психики — некритичным мышлением, повышенной внушаемостью, неуравновешенными эмоциями, слабоволием. Исходя из положения, что психопатия — это следствие врожденного дизонтогенеза нервной системы, Г.Е. Сухарева очертила три типа дизонтогенеза, лежащих в основе психопатий. Задержанный тип является источником дисгармонического инфантилизма. Для него характерно недоразвитие воли; особенности детской психики утрированы, воображение и фантазии преобладают над реальным. Этот тип лежит в основе истероидной и неустойчивой психопатий. Искаженный (диспропорциональный) тип, при котором имеет место задержка в созревании одних механизмов личности при ускорении созревания других (асинхрония развития) лежит в основе гипертимной, шизоидной, психастенической психопатии. Поврежденное развитие является базой для так называемой органической психопатии.
Распространенность психопатий составляет примерно 15 на 10000 данного возраста, причем у мальчиков они встречаются вчетверо чаще, чем у девочек.
В соответствии с большим разнообразием нормальных характеров описывается множество их патологических вариантов. С начала прошлого века предпринимались многочисленные попытки их систематизации. В нашей стране с 1930-х годов широко используется классификация психопатий П.Б. Ганнушкина, сочетающая формы из группировок Э. Крепелина и К. Шнайдера с формами, описанными Э. Кречмером. Ценность группировок Э. Крепелина, К. Шнайдера, Э. Кречмера, П.Б. Ганнушкина не в них самих, но в прекрасных описаниях личностей, благодаря которым клиницисты-практики за терминами-обозначениями (шизоид, эпилептоид и т.д.) понимают примерно одно и то же и могут говорить на одном языке.
Невысокая популярность диагноза «психопатия» у детей допубертатного возраста объясняется тем, что, по мнению многих, характер ребенка находится в становлении, а сам диагноз стигматизирует в психиатрическом плане. И все же нет оснований сомневаться в существовании у детей связанных с конституциональной предрасположенностью аномалий характера, то есть таких его свойств, которые нельзя объяснить ни кризами психического созревания, ни дурными влияниями, ни реакциями на психотравмы, ни энцефалопатиями. В раннем детстве типологическое разграничение психопатий затруднительно. Начиная со школьного возраста, несмотря на тенденцию к сочетанию у юных психопатов отдельных аномалий, уже можно уловить доминирующие черты характера, позволяющие дать типологическую характеристику личности в целом.