Система Gerbich
Selleng и соавт. [64] описали больного с анти-Ое2-антителами, которому во время операции на сердце по жизненным показаниям была перелита серологически несовместимая кровь (из-за отсутствия подходящего донора). После биологической пробы больному перелили 2 дозы крови Ge2+. Клинических проявлений несовместимости во время трансфузии и после нее не отмечено. Авторы пришли к выводу, что антитела affra-Ge2 не являются клинически значимыми.
Система Cromer
Win и Needs [79] наблюдали беременную, имевшую анти-Сга-антитела, реагировавшие в непрямой антиглобулиновой пробе в разведении 1 : 32. К 35-й неделе беременности титр антител снизился до 1 : 1, затем антитела исчезли. Женщина родила здорового ребенка. Авторы констатировали, что указанная ситуация не создавала риска развития ГБН и ПТО, если бы женщине понадобилось переливание эритроцитов. Это избавило их от необходимости поиска доноров Сг(а-), встречающихся крайне редко.
Система Knops
Covas и соавт. [15] изучили распределение гаплотипов системы Knops среди представителей различных рас, населяющих Бразилию. Частота единичных замен нуклеотидов у европеоидов и монголоидов существенно не отличалась. У негроидов высокую частоту имели аллели McCb, S12 и КАМ+. Из 12 идентифицированных гаплотипов Knops чаще других встречались Кпа, МсСа, 57/, S14, КАМ+ и КАМ-. Последний имел наиболее высокую частоту во всех обследованных группах. Авторы предположили, что часто встречающийся гаплотип КАМ- является результатом метисации с негроидами. Повышенная частота его в Бразилии, вероятно, обусловлена селективным преимуществом.
Система RAPH
Crew и соавт. [16] установлена молекулярная основа фенотипа MER2-, получены доказательства клинической значимости аллоантител к указанному антигену. Описаны 2 женщины MER2- (одна пакистанского, другая - турецкого происхождения) с наличием аллоантител анти-МЕЯ2. У обеих отмечались признаки гемолитической посттрансфузионной реакции после переливания эритроцитов MER2+. Молекулярно-генетические исследования показали, что обе женщины гомозиготны по мутации 513>Т в гене, кодирующем синтез лиган-да CD151 (тетраспанина). Указанная мутация проявлялась аминокислотной заменой Arg 17 Lys, которая, однако, не оказывала существенного влияния на пространственную структуру тетраспанина - протеина, на котором располагаются антигенные детерминанты MER2.
Система JMH
Обследование 44 лиц с атипичным JMH-фенотипом, а также их родственников позволило установить, что различия в экспрессии антигенов JMH могут иметь как наследственный, так и приобретенный характер. Уменьшение экспрессии может быть аутоиммунной природы, в то время как варианты антигенов JMH обусловлены точковыми мутациями (Seltsam и соавт. [68]).
Появилось сообщение об успешном применении рекомбинантного семафо-рина -- протеина, несущего антигены JMH, для скрининга соответствующих антител в сыворотках доноров и реципиентов. Неспецифических реакций при этом не отмечено (Seltsam и соавт. [66]).
Коллекция Ег
Идентифицирован еще один антиген коллекции Ег. Ранее к ней были причислены два антигена: Ега (частота более 99 %) и редкий Егь (частота менее 1 %). Выявлены лица с нулевым фенотипом Er(a-b~) (Daniels [17], Reid, Lomas-Francis [61]). У одного из 2 индивидов Er(a-b-) Arriaga и соавт. [5] нашли антитела, реагирующие с эритроцитами другого индивида. Таким образом, обнаружен третий антиген коллекции - ЕгЗ. Тем не менее коллекция Ег не получила статус групповой системы, поскольку ген, контролирующий синтез этих антигенов, до настоящего времени не установлен (Daniels [18]).