А. Критерии разработки модели организации скорой медицинской помощи
1) Место расположения СМП, кол-во жителей:
- город (до 100 тыс. жителей, до 500 тыс., 500 тыс. и более; от 1 млн. до 1,5 млн.; - мегаполис; - сельскохозяйственный район.
2) Объем выполняемой работы (обращаемость на ССМП, структура).
3) Уровень организации здравоохранения данного района, города (в частности, смежных этапов).
Б. Варианты моделей СМП
N |
Модель |
Уровни приоритетности |
Применительно к условиям: |
|
I |
Фельдшерская |
ФВБ |
1 уровневая |
Сельская местность, ЦРБ |
II |
Врачебная(в сочетании с фельдшерскими перевозочными бригадами или без них) |
ВВБ |
1 уровневая |
Средний Город (до 500 тыс.) |
III |
Смешанная |
1)ФВБ+ВВБ (с преобл.ФВБ) |
2-х уровневая |
Пром.город (>500 тыс.) с высоким удельным весом вызов. на травмы и несч.случаи. |
|
|
2)ВВБ+ФВБ (с преобл.ВВБ) |
2-х уровневая |
Город (>500 тыс.) с преобл. вызов. на внез.забол. |
|
|
3)ЛБ+СБ (БИТ)+ФВБ (<50% ФВБ) |
3-х уровневая |
Крупный город (1,0 млн.-1,5 млн.), где преобл. внезапные заболевания. |
|
|
4)ЛБ+СБ (БИТ)+ФВБ (50% и более ФВБ) |
3-х уровневая |
Крупный город (мегаполис) с преоблад. уличных случаев. |
Из предлагаемых 3-х вариантов моделей наиболее оптимальными, по нашему мнению, являются: I - фельдшерская модель применительно к условиям работы отделения СМП - в сельской местности (ЦРБ) или пункта СМП в поселках и небольших районных городах; и III - “смешанная” - врачебно-фельдшерская модель , 4-х видов: две 2-х уровневых (средн. город) и две 3-х уровневых (применительно к условиям крупного города с 1- 1,5 млн. жителей). Выбор модели зависит от вышеуказанных критериев (условий). Так, при выборе соотношения фельдшерских и врачебных бригад, руководитель должен учитывать не только объем выполняемой работы (т.е. общее кол-во обращений жителей на ССМП), но и структуру обращаемости, а также уровень организации смежных этапов. В частности, необходимо учесть отсутствие или наличие в поликлиниках пунктов медицинской помощи на дому в вечернее время (ППНД) или других форм работы с группой хронических больных, разгружающих СМП от непрофильных больных. Практические вопросы организационного и финансово-экономического характера, безусловно, будут решаться на региональном уровне. Причем, право выбора того или иного варианта модели организации СМП необходимо предоставить главному врачу станции скорой помощи, с последующим согласованием с вышестоящими органами здравоохранения и обоснованием выбранной модели СМП. Что и будет способствовать реальному успеху осуществления реформы СМП.