Сыворотки amn-LWa и aHTH-LWab реагируют сильнее, если антигены LWa и LWab находятся на эритроцитах D+. Те же антигены на эритроцитах D- реагируют слабее (Levine и Celano [32], Swanson и соавт. [60], DeVeber и соавт. [14], White и соавт. [67]). В некоторых случаях эти различия настолько выражены, что антитела aHTH-LWa ошибочно идентифицируют как анти-D.
AHTH-LWb-aHTm^ia проявляют себя в серологических реакциях с эритроцитами D+ и D- так же, однако из-за низкой частоты открываемого ими LWb-aHTrareHa их трудно принять за анти-D.
Аллоиммунные aнти-LWa-aнтитeлa обнаруживают у лиц, имеющих фенотип LW(a-b+) и LW(a-b-).
Большинство aHTH-LWa-aHTm^ найдены у пациентов, которым производили гемотрансфузии, однако сенсибилизация может наступить вследствие беременности (Giles [18]).
Napier и Rowe [41] находили aHTH-LWa-aHTm^a у добровольцев D-, искусственно иммунизированных антигеном D.
Известно всего два случая образования aHTH-LWab-aHTm^ у лиц с генетически обусловленным (унаследованным от родителей) фенотипом LW(a-b-) (DeVeber и соавт. [14], Poole и соавт. [47]). В одном из них упомянутая выше женщина (миссис Big.) имела три беременности и не подвергалась гемотранс-фузиям. Сыворотка ее крови содержала сильные aHTH-LWab-aHTm^a, которые реагировали с эритроцитами LWab+D+ в разведении 1: 32 ООО и с эритроцитами LWab+D- в разведении 1 : 1000. При последующем наблюдении титр антител снизился, они перестали улавливать различия в экспрессии антигена LWabна эритроцитах D+ и D- (DeVeber и соавт. [14]).
Perrault и соавт. [45] отделили aHTH-LWab-aHTm^a IgM от aHra-LWab-aHTm^ IgG и установили, что агглютинины IgM лучше выявляют различия в экспрессии антигена LWab на эритроцитах D+ и D-, чем антитела IgG.
Несколько образцов aHTH-LWb-aHran^ было найдено в Финляндии. Первый из них содержал моноспецифические aHTH-LWb-aHTm^a, последующие присутствовали в сочетании с антителами анти-К, анти-Кра и анти-1Ла. Все финны, имевшие a№ra-LWb-aHTm^a, были D+, у них наблюдались заболевания крови, и им многократно производили гемотрансфузии.
Антитела системы LW могут иметь аутоиммунное происхождение. Их обнаруживали у больных LW+, страдавших аутоиммунной гемолитической анемией. Эритроциты пациентов реагировали в прямой антиглобулиновой пробе, что свидетельствовало о присутствии на их поверхности аутоантител. Свободно циркулирующие аутоантитела, имевшиеся у больных, проявляли себя как аллоиммунные, и их трудно было отличить от истинных аллоиммунных, особенно у больных с приобретенным фенотипом LW-.
Случаев развития ГБН или посттрансфузионных реакций, обусловленных LW-антителами, не зарегистрировано. Многим реципиентам, имевшим антитела анти-LW8 и aHTH-LWab, производили трансфузии эритроцитов, несовместимых по системе LW, без каких-либо проявлений (Perkins и соавт. [44], Komatsu и соавт. [26], Reid и соавт. [49], Devenish [15], Cummings и соавт. [12], Chaplin и соавт. [10]). Суперактивные aHTH-LWab-amm^[a, обнаруженные у миссис Big., не оказали влияния на здоровье родившегося у нее ребенка (DeVeber и соавт. [14]).
Антитела системы LW чаще относятся к IgG, а именно к IgGl-субклассу (Reid и соавт. [49], Napier и Rowe [41], Cummings и соавт. [12]). Один из описанных образцов анти^^^-антител представлял собой смесь IgM и IgG, другой, не активный в антиглобулиновой пробе, содержал антитела только IgM-класса (Swanson и соавт. [63]).
Приживаемость несовместимых по LW-антигенам эритроцитов у большинства реципиентов, имевших anra-LWa- и aHTH-LWab-annn^a, существенно не отличалась от контрольных показателей (Komatsu и соавт. [26], Reid и соавт. [49], Napier и Rowe [41], Cummings и соавт. [12], Chaplin и соавт. [10]). Исключением явились два образца aнти-LWab-aнтитeл, которые относились к IgG3-субклассу (Villalba и соавт. [64], Herron и соавт. [24]). В одном случае приживаемость эритроцитов LW+D-, меченных радиоактивными изотопами, составила 53 % уже через 1 ч после их введения.
У реципиентов, содержащих высокоактивные anra-LWb-aHTm^a, эритроциты LW(b+), введенные внутривенно, быстро исчезали из кровотока: полупериод их циркуляции составил от 2 до 5 ч (Sistonen и соавт. [53]).
По результатам экспериментов некоторые образцы антител LW могли быть отнесены к трансфузионно опасным, однако видимых реакций они не давали.
Perrault [45] при обследовании 45 ООО доноров выявил 10 человек, имевших аутоантитела анти-LW. Восемь носителей аутоантител были здоровы, 2 больны (у одного был язвенный колит, у другого - опухоль слюнной железы). Аутоантитела выявлены с помощью автоматического анализатора в условиях низкоионной среды с полибреном, при использоваии обычных методов исследования их обнаружить не удалось. Уменьшения продолжительности жизни эритроцитов in vivo аутоантитела не вызывали.
Levine [29] высказал суждение, что аутоантитела анти-LW у больных с аутоиммунной гемолитической анемией, у которых получены положительные результаты прямой пробы Кумбса, встречаются весьма часто. Celano и Levine [9], адсорбируя элюаты, снятые с эритроцитов 6 таких больных, эритроцитами LW(a-b+), нашли аутоантитела aHra-LWa во всех случаях, один элюат содержал только LWa-ayToaHTm^a.
Другие авторы (Vos и соавт. [65]) для адсорбции элюатов использовали эритроциты LW(a-b-)LWab- и выявили аутоантитела анти-LW у 6 из 8 больных с аутоиммунной гемолитической анемией. Во всех элюатах аутоантитела анти-LW присутствовали с антителами другой специфичности.
Антитела системы LW были получены путем иммунизации кроликов и, гораздо успешнее, морских свинок. Для иммунизации использовали эритроциты обезьян Macacus rhesus, бабуинов, а также людей с различной Rh-принадлежностью (Fisk и Foord [16], Levine и соавт. [32, 36], Swanson и соавт. [61], Polesky и соавт. [46], Wiener и соавт. [68, 69]). Экстракты, полученные из эритроцитов человека путем подогрева, также стимулировали у животных образование aHTH-LW-антител (Murray и Clark [40], Levine и соавт. [30, 31]).
Антитела, вырабатываемые морскими свинками и кроликами, не реагируют с эритроцитами LW(a-b+), проявляя таким образом специфичность ajrra-LWa. Данные о способности указанных животных вырабатывать aHra-LWab-amm^a отсутствуют.
Эритроциты LW(a-b+) и LW(a-b-) от миссис Big. стимулировали образование aHTH-LW-aHTm^ у морских свинок (Vos и соавт. [65], Polesky и соавт. [46]). По отношению к этим животным лишь эритроциты RhnuI1 не обладали иммуно-генностью (Levine и соавт. [29,34], Polesky и соавт, [46]). Иммунный ответ животных на введение эритроцитов LW(a-b-) от мисс Big. оказался полной неожиданностью, поскольку на указанных клетках LW-гликопротеины отсутствовали.
К настоящему времени имеется несколько серий моноклональных анти-LWab-annn^, которые были получены путем иммунизации мышей эритроцитами человека и обезьян Macacus rhesus (Sonneborn и соавт. [56, 57], Oliveira и соавт. [42]). Антитела взаимодействуют со всеми образцами эритроцитов за исключением LW(a-b-). Некоторые образцы антител реагировали с папинизиро-ванными эритроцитами LW(a-b+) (Sonneborn и соавт. [56]).
Связывание мышиных моноклональных aHTH-LWab-aHTm^ полностью блокировалось после контакта эритроцитов с аллогенными антителами указанной специфичности. Частичный блокирующий эффект давали также человеческие aHTH-LWa-cbiBOpOTKH. Сыворотки анти-D реакцию aHra-LWab-aHTm^ не блокировали, что свидетельствовало о разных качествах антигенов LW и RH.
Hermand и соавт. [22] полагают, что мышиные МКА распознают эпитопы, находящиеся на первом IgSF-домене LW-гликопротеина. Получены также мышиные МКА, распознающие антигенные участки на первом и втором IgSF-доменах (Blanchard и соавт. [4]). Иммунизацию мышей проводили рекомбинантным химерным протеином, состоящим из двух IgSF-доменов и Fc-фрагмента IgGl человека.
Значение в биологии человека
Гликопротеин LW [CD242, или ICAM-4 (intercellular adhesion molecules)] вместе с другими дифференцировочными антигенами - CD54 (ICAM-1), CD 102 (ICAM-2), CD50 (ICAM-3) - выполняет в организме функцию рецепторов клеточной адгезии (Wang и соавт. [66], Parsons и соавт. [43]), являясь лигандом более 20 различных типов интегринов, обеспечивающих межклеточное взаимодействие (Hynes [25], Spring и соавт. [59]).
Молекулы адгезии ICAM-1, ICAM-2 и ICAM-3 присутствуют на лимфоцитах, гранулоцитах и моноцитах, в то время как ICAM-4 (LW-антигены) свойственны эритроидным клеткам и тканям плаценты (Parsons и соавт. [43]).
Фиксация эритроцитов в селезенке макрофагами, распознающими адгезивные ICAM-4-молекулы, может служить одним из механизмов удаления из кровотока стареющих или, наоборот, атипично молодых форм.
Взаимодействие выделенного из эритроцитов ICAM-4-адгезиного вещества с моноцитами, Т-, В- и NK-клетками блокировалось антителами aHTH-CD18; взаимодействие с Т-клетками блокировалось также анти-CDl la-антителами (Bailly и соавт. [2]).
LW-гликопротеины эритроцитов связываются с^-интегринами эндотелиаль-ных клеток и тем самым способствуют закупорке мелких сосудов у больных с серповидно-клеточной анемией. Экспрессия LW-антигенов на эритроцитах этих больных может быть повышенной.
Антигены LW найдены в эритроцитах всех исследованных приматов: шимпанзе, горилл, орангутангов, бабуинов и многих других обезьян. Эти антигены отсутствуют у мышей, крыс, кроликов, кошек, коз, овец, лошадей (Levine,Celano [33], Shaw [50]).