Опишите роль нелекарственной терапии боли в ОНП.
К нелекарственным относят физические и психологические методы, которые можно использовать, чтобы повысить эффективность, но не вместо лекарственной терапии. К физическим методам относят: кожную стимуляцию (теплом, холодом, массажем, вибрацией), чрескожную электрическую нейростимуляцию (ЧЭНС; TENS — transcutaneous electrical nerve Stimulation), рефлексотерапию, бесконтактный массаж, массаж биологически активных точек (акупунктуру).
Психологические методы позволяют пациенту контролировать боль: методами когнитивной психотерапии изменяют осознание пациентом восприятия боли, а поведенческими — обучают навыкам терпения и изменения реакции на боль. Примеры психологических методов: релаксация, психотехника наложения образа, медитация, глубокое дыхание, гипноз, отвлечение внимания и рефрейминг (замена отрицательных мыслей на более позитивные), музыкотерапия, психотерапия, биологическая обратная связь, беседа со священником.
Опишите особенности оценки и лечения боли у детей.
У детей лечение боли обычно оказывается недостаточно активным. Опишем ошибочные представления об обезболивании у детей:
- дети испытывают боли в меньшей степени, чем взрослые;
- методы оценки боли у детей ненадежные и дают противоречивые результаты;
- применение опиоидов вызывает угнетение дыхания и формирование зависимости.
Проявления боли у детей разнообразны, количественно их оценить трудно, поэтому анализировать болевой синдром у детей нужно комплексно. Медицинский работник должен применить у ребенка все доступные способы оценки боли и учитывать все полученные данные.
Процедура осмотра включает:
- сбор у ребенка и родителей анамнеза болевого синдрома;
- описание состояния самим ребенком;
- непосредственное наблюдение;
- описание родственников;
- оценку психологических признаков боли;
- оценку реакции на анальгетики.
Осмотр ребенка проводят соответственно его возрасту и уровню умственного развития. Как и у взрослых, точнее всего боль можно определить по описанию самим ребенком. Оценивать боль по описанию можно у полноценно развитых детей старше 4 лет. В этом случае используют шкалы Oucher (Beyer, 1988), Poker Chip Tool (Hester, 1979),
Faces (Wong, 2001). У детей старше 7 лет обычно можно использовать числовую шкалу или ее визуальный аналог, либо графическую шкалу с подписями. Шкала FLACC (Face — лицо, Legs — ноги, Activity — активность, Cry — плач, Consolability — возможность успокоить) предназначена для оценки боли по поведению, и исходно разработана
для измерения интенсивности боли у маленьких детей в послеоперационном периоде (табл.). Ее можно использовать у детей, еще не умеющих говорить. Каждый из параметров оценивают по шкале от 0 до 2 баллов. Результат составляет от 0 до 10 баллов.
Шкала FLACC для оценки боли по поведению
| 
 | Балл | ||
| 
 | 1 | 2 | 3 | 
| Лицо (Face) | Отсутствие определенного выражения или улыбка | Редкие гримасы или насупленность | Частое или постоянное нахмуренное выражение, сжатые челюсти, дрожание подбородка | 
| Ноги (Legs) | Положение нормальное или расслабленное | Положение неудобное, поведение беспокойное | Ноги подняты вверх, мышцы напряжены, ребенок лягается | 
| Активность (Activity), положение тела | Лежит тихо, в нормальном положении | Извивается, ерзает | Ребенок напряжен, изгибается, не позволяет изменить положение тела, выявлены судороги | 
| Плач (Cry) | Не плачет (бодрствует или спит) | Стоны или хныканье, жалуется редко | Монотонный плач, пронзительный крик или рыдание, жалуется часто | 
| Возможность успокоить (Consolability) | Ребенок доволен, расслаблен | Для успокоения достаточно периодически касаться, обнимать или разговаривать | Успокоить трудно | 
Для контроля и купирования боли у детей используют мероприятия для уменьшения чувства страха и беспокойного поведения, усиления ощущения возможности контролировать боль, а также препараты и нелекарственные методы. Методы лекарственной терапии боли у детей и у взрослых сходные. При незначительной и умеренной боли применяют неопиоидные анальгетики (например, ацетаминофен и ибупрофен) с постепенным повышением дозы до купирующей, а при острой боли назначают опиоиды. И у взрослых, и, особенно, у детей препараты не следует вводить в/м, поскольку такой путь введения болезнен и пугает ребенка.
Дозу анальгетика определяют по клинической картине и в соответствии с максимальной рекомендуемой терапевтической дозой. Дозировать препараты у детей сложнее, чем у взрослых, так как необходимо учитывать массу тела ребенка и обладать соответствующим клиническим опытом. При облегчении боли у детей эффективны нелекарственные методы — обычно это отвлечение внимания ребенка музыкой, мультфильмами, игрой с калейдоскопом, мыльными пузырями, игрушками-марионетками, рассказывающими сказки.
Похожие материалы
Новые материалы
- Что сказать детям потерявшим любимого человека, чем помощь родителям потерявшим ребенка, присутствие родственников при реанимации - 13/10/2011 15:27
- Как сообщить о смерти, как подготовить тело умершего? - 13/10/2011 15:15
- Гибель пациента, помощь близким, сообщение родственникам о смерти - 13/10/2011 15:06

 
						
