Сила от столкновения двух машин определяется скоростью их сближения. При лобовом столкновении скорость сближения, а значит, и сила удара увеличивается, при наезде сзади, когда машины движутся в одну и ту же сторону, уменьшается. Так, при лобовом столкновении двух одинаковых машин, движущихся со скоростью 30 и 50 км/ч, на каждую машину действует такая же сила, как если бы в стоящую машину врезалась другая, движущаяся со скоростью 80 км/ч. Если же машина, движущаяся со скоростью 50 км/ч, врезается сзади в маши ну, движущуюся в том же направлении со скоростью 30 км/ч, на обе машины действует такая же сила, как если бы в стоящую машину врезалась другая, движущаяся со скоростью 20 км/ч.
При наезде сзади ударяемая машина движется вперед. Все фиксированные части автомобиля ускоряются одновременно с ней. Движение водителя и пассажиров определяется их отношением к фиксированным частям автомобиля. Сидящий водитель или пассажир ускоряется несколько медленнее, чем машина в целом, потому что пружины сиденья и материал спинки частично поглощают энергию удара. Затем, по мере того как спинка сиденья усиливает давление на туловище, водитель или пассажир «нагоняют» машину. Голова ускоряется последней под тягой туловища или давлением подголовника, который предохраняет от резкого разгибания в шейном отделе позвоночника. В конце концов скорость туловища, шеи и головы сравниваются со скоростью автомобиля.
Столкновение со смещением
Когда автомобиль контактирует с препятствием не всей поверхностью бампера, а только небольшой ее частью (так называемое столкновение со смещением или столкновение с неполным перекрытием), ударившаяся часть автомобиля резко замедляется, в то время как оставшаяся
часть согласно первому закону Ньютона продолжает двигаться. Точка соударения в таком случае превращается в точку опоры, а ударившая машина — в рычаг, который начинает вращаться вокруг точки опоры по часовой стрелке, если удар был справа, и против часовой стрелки, если он был слева. Водитель и пассажиры продолжают двигаться прямолинейно до тех пор, пока не ударятся о внутреннюю часть салона, изменившего направление своего движения. По такому же принципу происходит вращение при боковом столкновении или наезде сзади со смещением.
Опрокидывание
Силы растяжения и сжатия, возникающие в результате быстро меняющего свое направление движения водителя или пассажира в переворачивающейся машине, натягивают фиксирующий аппарат внутренних органов и сдавливают те части тела, которые ударяются о внутреннюю поверхность салона.
Защита водителя и пассажиров
Защита водителя и пассажиров во время дорожно-транспортных происшествий обеспечивается, во-первых, конструкцией автомобиля, предотвращающей внедрение частей кузова внутрь салона, и, во-вторых, специальными приспособлениями, предупреждающими выброс пассажира из автомобиля и смягчающими удар о внутренние части салона. Хотя разработки последних 30 лет значительно обезопасили водителя и пассажиров, любая защита имеет свои пределы. Если сила удара достаточно велика, то, несмотря на все меры предосторожности, водитель или пассажир получат травму. Это не означает, что системы безопасности бесполезны, просто всегда найдется такая сила, которая превысит их возможности. Врач должен понимать это и активно выявлять повреждения у пострадавших.