Под автомобильной травмой мы понимаем травму, полученную в кабине автомобиля во время дорожно-транспортного происшествия. Она происходит в пяти типовых ситуациях, различающихся механизмом и характером повреждений: 1) лобовое столкновение; 2) боковое столкновение; 3) наезд сзади; 4) столкновение со смещением; 5) опрокидывание. Несколько лишних минут в приемном отделении, потраченных на выяснение обстоятельств происшествия, помогут понять, каких повреждений следует опасаться.
За первичным ударом, или собственно столкновением, следует вторичный удар, во время которого на водителя и пассажиров воздействуют части кабины, а затем и третичный удар, когда внутренние органы повреждаются о стенки естественных полостей.
Лобовое столкновение
Машина и находящиеся в ней пассажиры движутся с одинаковой скоростью. Когда такая машина (назовем ее ударяющей) врезается в другую движущуюся или неподвижную машину (назовем ее ударяемой) или иной объект, она отдает кинетическую энергию и резко замедляется вплоть до полной остановки. Непр и стегнутые водитель и пассажиры продолжают двигаться вперед с той же скоростью, что непосредственно перед столкновением. Как следует из первого закона Ньютона, если водитель и пассажиры не пристегнуты фиксирующими их ремнями безопасности, они будут двигаться вперед до тех пор, пока их не остановит удар о руль, переднюю панель, ветровое стекло или переднее сиденье в зависимости оттого, где они находились на момент дорожно-транспортного происшествия. Движение вперед при лобовом столкновении происходит одним из двух способов, которые впрочем нередко сочетаются.
Смещение вперед нижней части тела
При этом варианте движения вперед при лобовом столкновении водитель или пассажир соскальзывают по сиденью вниз и ударяются ногами о переднюю панель автомобиля. Поскольку перед столкновением голени обычно согнуты, основной удар приходится на коленные суставы. Если удар приходится на проксимальную часть болыыеберцовой кости, мыщелки бедренной кости соскакивают вперед, приводя к вывиху голени — тяжелой травме, сопровождающейся нестабильностью коленного сустава и повреждением подколенного сосудисто-нервного пучка. Если же удар приходится на мыщелки бедренной кости, то под действием продолжающего двигаться вперед туловища возможен перелом диафиза бедренной кости или вывих бедра, который нередко сочетается с переломом вертлужной впадины. После этого движение ниж-ей части тела прекращается.
Верхняя часть тела продолжает двигаться вперед до удара грудью или верхней частью живота о рулевое колесо или переднюю панель. Удар останавливает передние грудную и брюшную стенки, а задние грудная и брюшная стенки продолжают двигаться.
В брюшной полости это приводит к сдавлению органов. Даже после остановки задней брюшной стенки прикрепленные к ней внутренние органы могут продолжать смещаться вперед, натягивая и повреждая фиксирующие их структуры. Обычно страдают сосуды, кровоснаб-жающие, например, селезенку, почку, тонкую кишку, реже соединительнотканные образования, такие, как круглая связка матки.
При продолжающемся движении задней грудной стенки вперед нагрузка падает в первую очередь на ребра. Если их эластичности оказывается недостаточно, возникают множественные переломы. Формируется окончатый перелом ребер или происходит сдавление легких и средостения. Частым следствием этого становится разрыв легочной ткани (по типу надутого бумажною мешка), приводящий к пневмотораксу.
Когда прекращает двигаться вперед задняя грудная стенка, останавливается и прикрепленная к позвоночнику нисходящая аорта. При этом свободно подвешенные сердце и дуга аорты продолжают двигаться вперед. Как описано выше, натяжение на границе нисходящей аорты и дуги аорты может приводить к различным повреждениям от надрыва интимы до полного поперечного разрыва аорты.
Смещение вперед верхней части тела
При таком варианте движения вперед при лобовом столкновении водитель или пассажир остановившейся машины движется головой вперед и ударяется ею либо о ветровое стекло, либо об окружающие его части корпуса автомобиля, отчего возможен перелом костей свода черепа. От удара головного мозга о внутреннюю поверхность остановившегося черепа возникает сотрясение или ушиб мозга, иногда с повреждением мозга костными отломками. Смещение больших полушарий относительно более фиксированного ствола мозга создает натяжение, которое может приводить к полному поперечному разрыву ствола мозга.
Продолжающее двигаться туловище при неподвижной голове вызывает компрессию, резкое сгибание или разгибание нефиксированного шейного отдела позвоночника. Сходные изменения возможны также в грудном и поясничном отделах позвоночника. Примерно в 10% случаев переломы шейных позвонков сочетаются с переломами других позвонков.
Затем грудная клетка и живот врезаются в рулевое колесо или переднюю панель, что сопровождается теми же последствиями, что при смещении вперед нижней части тела. Единственное отличие состоит в том, что удар приходится на нижнюю часть груди или полностью на живот.