Движение мотоциклистов и велосипедистов во время дорожно-транспортных происшествий подчиняется тем же законам физики, что и движение водителя и пассажиров автомобиля. Однако ряд особенностей позволяет рассматривать эту травму отдельно. Ниже мы детально остановимся на мотоциклетной травме (все сказанное в равной степени относится и к велосипедной травме). Выделяют три типовых ситуации, различающихся механизмом и характером повреждений: 1) лобовое столкновение; 2) угловое столкновение; 3) выброс из седла.
Лобовое столкновение
Центр тяжести мотоцикла находится позади и выше оси переднего колеса. Именно вокруг оси переднего колеса начинает вращаться мотоцикл при лобовом столкновении. Мотоцикл наклоняется вперед, и мотоциклист падает на руль или переваливается через него. При этом возможны ЧМТ, повреждения груди, живота и таза. Если ступни мотоциклиста остаются на подножках, мотоцикл ист ударяется о руль бедрами, а основной удар приходится на диафизы бедренных костей.
Угловое столкновение
От удара о препятствие под углом переднее колесо останавливается, а корпус мотоцикла продолжает скользить к препятствию, зажимая мотоциклиста. При угловом столкновении особенно сильно страдают наги. Повреждения груди и живота аналогичны тем, что описаны ранее при боковых столкновениях автомобилей.
Выброс из седла
При выбросе из седла мотоциклист летит с той же скоростью, с которой ехал до столкновения, пока не ударится о препятствие (машину, фонарный столб или дорогу). Сила удара передается от точки соударения, где возникают самые тяжелые повреждения, на остальные части тела и постепенно поглощается ими. Выброс из седла мотоцикла, как и из салона автомобиля, — очень опасное последствие дорожно-транспортного происшествия, поскольку человек практически не защищен от повреждающих сил и особенно высока вероятность тяжелой травмы.