Боковые (перекрестные) столкновения случаются обычно на перекрестках, когда одна или обе машины пытаются проехать на запрещающий сигнал светофора. Последствия для ударяющей машины будут такими же, как при лобовом столкновении (описаны выше). В ударяемой же машине происходят другие изменения.
Непосредственным результатом бокового столкновения становится деформация кузова и его прогибание внутрь салона автомобиля. Остальная часть энергии удара уходит на смену траектории движения ударяемой машины. Ударный импульс, направленный перпендикулярно исходной траектории ее движения, отклоняет ее на угол, величина которого будет зависеть от скорости и веса ударяющей машины. Если водитель и пассажиры пристегнуты ремнями безопасности, их движение вбок начинается в тот момент, когда вбок начинает двигаться автомобиль. Если они не пристегнуты, то их движение вбок начинается, когда их ударит деформирующийся салон. С этого момента запускается череда повреждений, обусловленных сочетанием сдавления и растяжения (за счет ускорения и торможения). Вначале из-под водителя или пассажира выскальзывает вбок сидение, затем его ударяет боковая часть салона, после чего он начинает двигаться от точки соударения с той же скоростью, что и сам автомобиль.
Направление движения водителя и пассажира меняется за счет трения бедер, ягодиц и спины о сидение, фиксации диагонально-поясным ремнем безопасности и удара внутренними поверхностями салона при его деформации или неправильном пользовании ремнем безопасности. При повреждении кузова машины в результате бокового столкновения основную часть удара принимают на себя водитель или пассажиры, находящиеся на стороне удара, следовательно, они и получают наиболее тяжелые повреждения.
Удар от прогнувшейся двери или средней стойки обычно приходится на предплечье, плечо, боковую грудную стенку и большой вертел бедренной кости. Удар по верхней части плеча передается на акромиаль-ный конец ключицы. Его смещение по направлению к грудине может вызывать перелом ключицы в средней трети. При этом отломки обычно смещаются вперед, под кожу, а не назад, где проходит сосудисто-нервный пучок.
От удара по боковой грудной стенке она, как и кузов автомобиля, прогибается внутрь, в результате чего возможны множественные или окончатый переломы ребер и ушиб легкого. От неравномерного ускорения внутренних органов страдают аорта (четверть случаев разрыва аорты приходится на боковые столкновения, остальные —- на лобовые), почечные и селезеночные сосуды, причем последствия этих повреждений могут проявиться позже. Сдавление брюшной полости может приводить к повреждению селезенки (при ударе со стороны водителя) или печени (при ударе со стороны пассажира), а от неравномерного ускорения страдают паренхиматозные органы, находящиеся на стороне тела, противоположной удару. Удар по бедру внедряет головку бедренной кости в вертлужную впадину, а распространение повреждающего воздействия на подвздошную кость приводит к перелому таза.
Наконец, страдает шейный отдел позвоночника, причем иначе, чем при лобовых столкновениях. Удар придает туловищу (а значит, и грудному отделу позвоночника) боковое ускорение, в то время как голова, центр тяжести которой находится спереди и выше от точки опоры, на какой-то момент остается в прежнем положении, а затем наклоняется и поворачивается в сторону удара. При вращении нижний суставной отросток одного из шейных позвонков на стороне, противоположной удару, может выскользнуть из межпозвоночного сустава вперед, в межпозвоночное отверстие, и зафиксироваться в этом положении. В результате возникает сцепившийся вывих шейного позвонка.