Поиск по сайту
В вопросах, касающихся механизмов неврозов и психосоматических заболеваний, много непонятного. Можно понять само переживание, значение его как психотравмирующего обстоятельства, хорошо понимать содержательный аспект реакции, но сам переход от здоровья к болезни остается психологически непонятным. Дальше попыток представить этот переход следствием конституционально обусловенных внесознательных процессов дело не пошло. Наши знания о сущности и принципиальных различиях неврозов и психосоматических заболеваний весьма приблизительны, и следовательно, суждения относительно теоретического аспекта этих болезней права на категоричность не имеют.
Организация помощи таким больным должна базироваться на предположительных представлениях о механизме возникновения заболевания. В связи с этим на первом месте должен быть принцип раннего выявления детей и подростков с высоким риском психосоматических нарушений. Лечение этих больных должно проводиться педиатром или терапевтом совместно с психологом, психотерапевтом или психиатром в рамках соматологической службы и включать соматопсихическую и социально-личностную коррекцию. Программа помощи должна решать следующие задачи: во- первых, предупреждение возникновения болезни, в частности, диспансеризация детей и подростков из группы повышенного риска (от родителей, страдающих психосоматическими заболеваниями, особенно из неблагополучных семей). Во-вторых, предупреждение нервно-психических расстройств у заболевших и коррекция неадекватности личностных реакций на заболевание. В-третьих, вместе с лечением соматического заболевания традиционными методами должна использоваться психотерапия, смягчающая неблагоприятные средовые воздействия, и семейная психотерапия, способствующая созданию в семье благоприятного психологического климата. Нормализация микросоциума, разрешение личностных конфликтов способствуют более скорому клиническому улучшению. В организационном отношении необходима подготовка педиатров и подростковых врачей к ранней диагностике психосоматических расстройств, выявлению контингентов повышенного риска и лечению их совместно с психотерапевтом.
Среди нет гранильных типов воспитания наиболее патогенным и считаются воспитание по типу повышенной моральной ответственности и мелочная опека. Изнуряет длительная физическая и моральная нагрузка и связи с необходимостью ухода за больным членом семьи или младшим братом, часто в сочетании с регулярными занятиями в ' иениализированных школах, секциях, кружках. Ожидание всегда соответствует возможностям детей и подростков и требует от них чрезмерных усилий. Если при r/ом пе г эмоциональной поддержки со стороны родителей, возникает субъективное ощущение покинутости, которое моякс г стать серьезным декомпенсирующим фактором, /го усугубляется тем, что ситуация вызывает чувство ви- нм, воспринимается как личная несостоятельность, как поражение и тяжело переживается. Неудовлетворенность гпоими достижениями, статусом среди сверстников, когда притязания не реализуются, а отказаться от них очень трудно, неприятие коллективом, его смена, конфликты с учителями также могут стать причиной личностного конфликта.
По складу своего характера половина детей и подростков с психосоматическим радикалом в коллективе являются либо лидерами, либо отверженными. Именно у них конфликты носят особенно острый характер, так как стремление к лидерству сочетается с нетерпимостью, непримиримость^ бескомпромиссностью, а отверженные наиболее беззащитны. Психотравмирующис ситуации могу г наслаиваться перекрывать одна другую, быть мозаич- мее и гораздо t ложнее, как, собственно, и бывает в жизни.
Таким образом, одним из факторов, определяющих возникновение и течение психосоматических расстройств, является личностный конфликт. Дело обстоит примерно так же, как при туберкулезе, когда плохая жизнь в бедности, сырости, скученности располагает к бурной реализации программы палочки Коха. Не следует забывать, что между психическим и физическим вообще и между психическим и соматическим в частности регулярных взаимодействий не выявлено, из чего следует, что научная доказанность перечисленных выше взаимосвязей (стресс — язва и пр.) относительна.
Почему все-таки в одних случаях следствием или последствием психогении оказывается невроз, а в других — язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки или бронхиальная астма? Не является ли психосоматическое заболевание начальной или, наоборот, следующей (органической) стадией функционального расстройства — системного или органного невроза, или природа этих болезней не имеет между собой ничего общего? На сегодняшний день однозначного ответа на эти вопросы нет. Согласно кортико-висцеральной теории, невроз базируется на слабом типе высшей нервной деятельности и является предшественником психосоматического заболевания. Но клиническая практика показала отсутствие невротической стадии в развитии психосоматических расстройств и редкость у этих больных слабого типа высшей нервной деятельности. В связи с этим заслуживает некоторого внимания точка зреиия, согласно которой неврозы возникают у лиц с более пластичной и гибкой психикой (несмотря на слабый тип высшей нервной деятельности), а психосоматические расстройства — у лиц с менее гибкой, а стало быть, более хрупкой психикой, независимо от часто присущего им сильного типа высшей нервной деятельности. Может быть, адаптируясь к трудной ситуации, личность создает психологическую защиту от патогенного действия стресса, формы которой могут быть разными. Так, гипертимы облегчают душевное напряжение в движениях, действии; эпилептотимы разряжаются агрессивно-злобным поведением. Пассивный уход из трудной ситуации свойственен астеническим личностям.
Дети и подростки (не только истерического склада) склонны к Защитному вытеснению из сознания психотравмирующих обстоятельств. По-видимому, удельный вес неосознаваемых элементов психологической защиты с возрастом уменьшается. Психологическая защита в виде самостоятельной рационализации конфликта (способности к вытеснению, подавлению, конверсии) в силу особенностей психики и личности психосоматических больных не срабатывает вовсе. Происходит прорыв адаптационного барьера, и развивается психосоматическое заболевание. Таким образом, при психосоматических заболеваниях налицо констелляция биологических, личностных и средовых факторов, участвующих в патогенезе и находящихся в разных соотношениях в каждом конкретном случае. Считаю необходимым отметить, что изложенные построения носят в основном предположительный характер.
Истерический невроз (ситуативно обусловленные психические и соматические расстройства) чаще возникает у подростков с истероидными чертами характера. В основе истерического невроза лежат стремление к самоутверждению, протест против ограничения честолюбивых и тщеславных притязаний, попытка избежать чувства неполноценности, возникающего вследствие конфликта личности с явно завышенной самооценкой и реальностью, указывающей этой личности подобающее ей место. Патогенными могут оказаться неудачи в учебе, попытках реализовать свои притязания в художественной самодеятельности, спорте. В качестве психотравмирующих факторов отмечаются контрастные смены типов воспитания (например, «от оранжерейного» к отвергающему), рождение другого ребенка, ревность к чужому успеху и пр. В подростковом возрасте особенно значимыми становятся ситуации неприятия сверстниками, когда кумир родителей превращается в отвергаемого и осмеиваемого изгоя или шуга в коллективе сверстников. Симптоматика истерического невроза демонстративна, имеет четкую направленность на окружающих (родителей, учителей, соучеников, предмет симпатии).
Истерия — целевой невроз. Важно понять, чего невротик добивается, от какой неприятности бежит. Это важнейший этап в диагностике истерического невроза. Классические истерические симптомы — параличи, припадки, слепота, глухота — сегодня встречаются редко. Чаще это жалобы на головную боль, сердцебиение, приступы удушья, заикание, утрату аппетита. Головная боль находится, как правило, в тесной связи с учебой в школе. Она исчезает перед выходными и на каникулах, носит драматический характер. Подросток жалуется на неимоверную боль, стягивает голову полотенцем, терроризируя этим полотенцем домашних.
Истерический невроз может вовлекать в систему истерического реагирования симптомы объективно существующей патологии, которые усиливаются (аггравация) и активно демонстрируются. При этом действует механизм условной приятности или желательности этого симптома. В необходимых ситуациях, например, при устном ответе у доски, может усиливаться ранее возникшее по другим механизмам заикание. Для чисто истерического заикания характерно исчезновение заикания вне психотравмирующей обстановки и способность имитировать его произвольно. Если гармония наступает с появлением болезненных симптомов, значит, именно такой способ реагирования естественен для этой личности, определяет характер ее партнерства с жизненными сложностями.
Нередко подростки рассказывают о якобы пережитых ими состояниях, симптомы которых почерпнуты из психиатрических пособий или от других больных. Обычно убежденно и даже с экзальтацией преподносятся рассказы о галлюцинациях (черепах, скелетах), провалах памяти, наплывах мыслей, утрате чувств. В отличие от симулянта, невротик убеждает не только других, но и себя в реальности пережитого. Следует иметь в виду, что истерическая симптоматика тесно спаяна с личностью, в определенной степени адаптирует к действительности, часто удобна для пациента, поскольку обеспечивает ему возможность манипулировать окружающими и управлять ситуацией. В этом причина нередко наблюдающегося сопротивления пациента психотерапевтическому воздействию и лечению в целом. Несмотря на то что прогноз при истерическом неврозе в целом благоприятен, повторная психотравматизация способствует рецидивированию невротических проявлений и затяжному течению невроза.
Представление о «благоприятности» неврозов основывается не на вероятности скорого излечения, а на отсутствии разрушительных последствий для личности пациента. Терапия неврозов — дело специалистов, психиатра и психотерапевта. Лечение неврозов должно быть комплексным, включающим психотерапию, физиотерапию, лечебную физкультуру, нормализацию режима и лекарственные препараты в основном для снятия возбудимости, ослабления эмоционального напряжения. Используются главным образом транквилизаторы. Цель психотерапии — выявление сути личностного конфликта, приведшего к неврозу и разрешение конфликтной ситуации с применением индивидуальной, семейной и, в отдельных случаях, групповой психотерапии. Лечение проводится амбулаторно в условиях психоневрологического диспансера без отрыва от учебы или работы. Профилактика неврозов предполагает выявление группы риска, то есть детей и подростков с соответствующей предиспозицией. Но как им помочь? Как избежать возникновения невротического комплекса? Можно целенаправленно предупреждать венерические болезни, в какой- то мере кариес и даже алкоголизм. Но как уклониться от жизни потенциальному невротику, когда обычная ситуация именно для него неврозогенна и несет угрозу его хрупкому равновесию? Конечно же, нужно помочь подростку понять особенности своего характера и реакций, обучить правильному реагированию на обстоятельства, по отношению к которым его личность особенно уязвима, тем более что исключить столкновение подростка с жизненными трудностями врач не в состоянии.
Психические факторы участвуют в патогенезе не только нервно-психических, но и соматических болезней. В той или иной мере все или почти все соматические болезни связаны с социальными влияниями и личностными факторами. Недаром не устарело требование лечить не болезнь, а больного (точнее, болезнь у конкретного больного). При этом выделена группа болезней, в происхождении и оформлении клинической картины которых социально-психологические факторы особенно значимы. Это «типичные психосоматические расстройства»: гипертоническая болезнь, язвенная и другие болезни желудочно-кишечного тракта, бронхиальная астма, болезни кожи и пр. Значение личностного конфликта не умаляет роли наследственности, конституции, особенностей висцеральных систем в возникновении психосоматических расстройств. Понятно, что «психическое» прежде всего поражает психику, «заставляет страдать душу», а уж последняя избирает орган или органную систему, чтобы через них проявить свое страдание вовне.
Путь от «психического» к «соматическому» в виде упрощенной схемы описывается следующим образом: психологический конфликт ведет к эмоциональному возбуждению. Вегетативное выражение эмоционального стресса включает в себя избыточную активацию гипоталамуса и длительное возбуждение гипофизарно-надпочечниковой системы. Перенапряжение этих структур делает эмоциональный стресс патогенным по отношению к внутренним органам. Локализация органных расстройств зависит от исходного функционального состояния органов-мишеней во время пика центральных нарушений. Ранимость висцеральных структур связана с генетическими особенностями, перенесенной органной патологией, функциональной перегрузкой, то есть всем тем, что делает данную систему слабым местом.
Дж. Александрович считает психосоматическое заболевание следствием подавления и вытеснения личностного конфликта в сферу бессознательного, а характер переживаемых при этом чувств определяет форму психосоматического расстройства. Так, сдерживаемый гнев, подавляемая враждебность и агрессивность приводят к гипертонии, мигрени, а заблокированное стремление к признанию — к бронхиальной астме. Можно вспомнить о сочетаниях затяжной тревоги или тоски с базедовой болезнью и диабетом, длительного нервного напряжения — с язвенной болезнью и др. По мнению Ф. Данбар, в генезе психосоматических расстройств ведущим является тип личности. Действительно, часто определяющим бывает не на что реакция, а кто реагирует. Значимость одних и тех же ситуаций для разных людей весьма различна. В.И. Гарбузов полагает, что «психосоматические больные» наделены своеобразным личностным пре- морбидом («препсихосоматическим радикалом»), в котором он выделяет два полюса — сенситивность и эпилептоид- ность. Общими для них являются максимализм и ригидность, прямолинейность и бескомпромиссность. Кроме того, им свойственны высокая тревожность, сенситивность, робость в сочетании с доверчивостью, недостаточной гибкостью в решении проблем, повышенная внушаемость и ответственность. Будучи сенситивными и негибкими, они весьма уязвимы в отношении различных неблагоприятных психосоциальных воздействий. Последние обычно имеют характер длительного и неразрешимого конфликта: тяже- лая болезнь родителей, алкоголизм или уход из семьи одного из них, неприязненные отношения в семье и т.п.
Чаще других форм у подростков встречается неврастения. Наиболее уязвимы в отношении неврастении подростки с акцентуацией по астеническому типу. В клинической картине преобладает сочетание повышенной утомляемости с раздражительностью. Основное проявление гиперстенического варианта неврастении — кратковременные всплески бурного аффекта по незначительным поводам с быстрым угасанием (истощением) аффекта. Трудно переносятся яркий свет, резкие звуки. Подросток жалуется, что он устал, измотан, что у него нет ни сил, ни желаний, обостренно воспринимает любые замечания в свой адрес. Особенно раздражительны подростки-неврастеники с родителями и близкими людьми. Характерны беспокойный ночной сон с кошмарами и повторными пробуждениями, утренние головные боли, жалобы на рассеянное внимание, плохую память.
При гипостеническом варианте преобладают утомляемость, плаксивость, вялость, сонливость. Ночной сон не приносит бодрости. Постоянная головная боль, многообразные соматические жалобы (сердце, желудок и т.д.). Для обоих вариантов неврастении у подростков характерна ве- ж гетативная лабильность (колебания давления и пульса, головокружение, тошнота, кишечные спазмы и пр.).
Причиной неврастении особенно часто бывает неудача при достижении субъективно значимой цели. Факт переутомления имеет подчиненное значение, поскольку даже длительный отдых не ведет к выздоровлению. Невроз обычно не развивается, если даже при очень больших усилиях успешно достигнута поставленная цель. Течение неврастении затяжное (месяцы, иногда годы). |
Невроз навязчивых состояний чаще всего развивается у подростков с психастенической и сенситивнои акцентуацией. В психогенезе невроза навязчивых состояний роль почвы (в частности, особенностей характера) особенно велика. Эти дети мнительны и эгоцентричны, тревожны и педантичны, честолюбивы и впечатлительны, стремятся к максимальным достижениям и в то же время не уверены в своих силах. Для формирования невротического комплекса необходимы затяжные психотравмирующие ситуации: нарушение контактов, трудности в учебе, крах притязаний, череда неудач, неразрешимые конфликты, разлад в семье, серьезные соматические болезни родителей и т.д.
Подросток с описанным характерологическим премор- бидом особенно остро воспринимает столкновения с действительностью, угрозу семейному благополучию, блокаду притязаний, возможность умереть и пр. Синдром навязчивости может проявляться в интеллектуальной сфере (мысли, представления, воспоминания), в эмоциональной (страхи) и двигательной (движения, действия). Навязчивости возникают непроизвольно, больной сохраняет понимание чуждости, ненужности этих страхов, мыслей, действий, пытается бороться с ними. Преодоление навязчивости оставляет состояние дискомфорта, а реализация ее ведет к успокоению. Из навязчивых страхов (фобий) наиболее характерны для подростков страх заражения, загрязнения (мизофобия), острых предметов (оксифобия), навязчивые ипохондрические опасения (кардиофобия, канцерофобия и т.д.), боязнь публично покраснеть (эритрофобия) или повести себя неадекватно в ситуации, жестко регламентирующей поведение (например, на похоронах или в храме). Для подавления страхов вырабатываются навязчивые защитные ритуалы (движения, действия). Больные часто и подолгу моют руки, подсчитывают иголки, стараются не пользоваться ножом и вилкой и т.д. В основе большинства навязчивых страхов лежит страх смерти (танатофобия). Часто встречающиеся у детей боязнь темноты, одиночества, животных подросткам не свойственны.
Навязчивые движения и действия — это попытка символически преодолеть неприятные обстоятельства, освободиться от гнетущей тревоги. Подростки часто прибегают к защитным ритуалам при приближении психотравмирующей ситуации. Например, чтобы учитель не вызвал к доске, необходимо трижды прикоснуться носом к парте. Прерывание ритуала весьма тягостно для больного. Среди навязчивостей определенное место занимают контрастные мысли, представления, побуждения. К ним относятся появление дурных мыслей о человеке, глубоко уважаемом самим подростком, субъективно крайне неприятные представления об интимной жизни родителей и т.д. Несмотря на противоречие этих мыслей истинным установкам личности и на их контролируемость, они формируют чувство вины и подавленности. Контрастные навязчивые состояния особенно характерны для впечатлительных и ранимых личностей.
Невроз навязчивых состояний имеет затяжное течение, но, несмотря на нередко мучительный характер переживаний, больные остаются социально адаптированными. Наслоение новых психотравм способствует рецидивированию невроза.