Неприятие коллективом сверстников обусловливает пребывание в психологической изоляции, крайне болезненно переживаемой подростком. Ощущение разобщенности, одиночество могут стать источником невротических срывов. Частая смена школьного коллектива тоже может стать толчком к возникновению невроза. Необходимость каждый раз приспосабливаться к новым товарищам и учителям может постепенно истощить адаптационные возможности подростка, тем более что психотравмирующим фактором является и ломка сложившегося стереотипа.
Особенности переходного возраста, характеризующиеся эмоционально насыщенными отношениями со сверстниками, стремлением быть равноправным в коллективе класса, страхом быть отвергнутым, вместе с потребностью в самоутверждении, склонностью к самоанализу, «уходу в себя», стремлением к автономности, потребностью в независимости, способствуют столкновению противоположных тенденций, внутреннему психологическому конфликту, способному достичь степени невротического.
В возникновении и формировании невроза обычно принимают участие многие психотравмирующие обстоятельства, но у большинства лишь какое-то одно в силу его особой значимости для конкретного больного является неврозогенным фактором. Поиск причин невроза у подростков весьма трудная задача. Неопытный врач склонен проецировать на представленную ему ситуацию свои установки, принципы, собственные конфликты и считать причиной невроза смерть бабушки, коммунальные склоки, пьянство отца и т.д., в то время как подросток может быть равнодушным к этим ситуациям, а истинная причина может оказаться вовсе не очевидной.
Клиническая картина неврозов у подростков приближается к таковой у взрослых. Возрастное своеобразие окрашивает психогенные факторы. Кроме того, прослеживается определенная связь клинических форм с особенностями характера.