Представление о «благоприятности» неврозов основывается не на вероятности скорого излечения, а на отсутствии разрушительных последствий для личности пациента. Терапия неврозов — дело специалистов, психиатра и психотерапевта. Лечение неврозов должно быть комплексным, включающим психотерапию, физиотерапию, лечебную физкультуру, нормализацию режима и лекарственные препараты в основном для снятия возбудимости, ослабления эмоционального напряжения. Используются главным образом транквилизаторы. Цель психотерапии — выявление сути личностного конфликта, приведшего к неврозу и разрешение конфликтной ситуации с применением индивидуальной, семейной и, в отдельных случаях, групповой психотерапии. Лечение проводится амбулаторно в условиях психоневрологического диспансера без отрыва от учебы или работы. Профилактика неврозов предполагает выявление группы риска, то есть детей и подростков с соответствующей предиспозицией. Но как им помочь? Как избежать возникновения невротического комплекса? Можно целенаправленно предупреждать венерические болезни, в какой- то мере кариес и даже алкоголизм. Но как уклониться от жизни потенциальному невротику, когда обычная ситуация именно для него неврозогенна и несет угрозу его хрупкому равновесию? Конечно же, нужно помочь подростку понять особенности своего характера и реакций, обучить правильному реагированию на обстоятельства, по отношению к которым его личность особенно уязвима, тем более что исключить столкновение подростка с жизненными трудностями врач не в состоянии.
Психические факторы участвуют в патогенезе не только нервно-психических, но и соматических болезней. В той или иной мере все или почти все соматические болезни связаны с социальными влияниями и личностными факторами. Недаром не устарело требование лечить не болезнь, а больного (точнее, болезнь у конкретного больного). При этом выделена группа болезней, в происхождении и оформлении клинической картины которых социально-психологические факторы особенно значимы. Это «типичные психосоматические расстройства»: гипертоническая болезнь, язвенная и другие болезни желудочно-кишечного тракта, бронхиальная астма, болезни кожи и пр. Значение личностного конфликта не умаляет роли наследственности, конституции, особенностей висцеральных систем в возникновении психосоматических расстройств. Понятно, что «психическое» прежде всего поражает психику, «заставляет страдать душу», а уж последняя избирает орган или органную систему, чтобы через них проявить свое страдание вовне.
Путь от «психического» к «соматическому» в виде упрощенной схемы описывается следующим образом: психологический конфликт ведет к эмоциональному возбуждению. Вегетативное выражение эмоционального стресса включает в себя избыточную активацию гипоталамуса и длительное возбуждение гипофизарно-надпочечниковой системы. Перенапряжение этих структур делает эмоциональный стресс патогенным по отношению к внутренним органам. Локализация органных расстройств зависит от исходного функционального состояния органов-мишеней во время пика центральных нарушений. Ранимость висцеральных структур связана с генетическими особенностями, перенесенной органной патологией, функциональной перегрузкой, то есть всем тем, что делает данную систему слабым местом.
Дж. Александрович считает психосоматическое заболевание следствием подавления и вытеснения личностного конфликта в сферу бессознательного, а характер переживаемых при этом чувств определяет форму психосоматического расстройства. Так, сдерживаемый гнев, подавляемая враждебность и агрессивность приводят к гипертонии, мигрени, а заблокированное стремление к признанию — к бронхиальной астме. Можно вспомнить о сочетаниях затяжной тревоги или тоски с базедовой болезнью и диабетом, длительного нервного напряжения — с язвенной болезнью и др. По мнению Ф. Данбар, в генезе психосоматических расстройств ведущим является тип личности. Действительно, часто определяющим бывает не на что реакция, а кто реагирует. Значимость одних и тех же ситуаций для разных людей весьма различна. В.И. Гарбузов полагает, что «психосоматические больные» наделены своеобразным личностным пре- морбидом («препсихосоматическим радикалом»), в котором он выделяет два полюса — сенситивность и эпилептоид- ность. Общими для них являются максимализм и ригидность, прямолинейность и бескомпромиссность. Кроме того, им свойственны высокая тревожность, сенситивность, робость в сочетании с доверчивостью, недостаточной гибкостью в решении проблем, повышенная внушаемость и ответственность. Будучи сенситивными и негибкими, они весьма уязвимы в отношении различных неблагоприятных психосоциальных воздействий. Последние обычно имеют характер длительного и неразрешимого конфликта: тяже- лая болезнь родителей, алкоголизм или уход из семьи одного из них, неприязненные отношения в семье и т.п.