К группе психогенных заболеваний у детей, не достигающих психотического уровня, относят страхи. Причины невротических страхов — шоковые и субшоко- вые психотравмы, вызывающие острый испуг, и затяжные психотравмирующие ситуации (разлука с близкими, тяжелая болезнь родителей). Способствующие факторы — тревожно-мнительный характер, повышенная внушаемость, впечатлительность, а также чрезмерная опека с тревожными опасениями по поводу здоровья ребенка. Патопластически страхи связаны с психотравмирующей ситуацией. Дошкольники боятся животных, персонажей сказок и фильмов, драк и скандалов, «страшных дядек» и милиционеров. Младшие школьники боятся темноты, одиночества, разлуки с матерью. В препубертатном и пубертатном возрасте могут присутствовать страхи болезни и смерти, ипохондрические опасения. Чем ребенок младше, тем чаще страхи возникают после испуга, чем старше, тем чаще после затяжных психотравмирующих ситуаций.
Клиническая картина неврозов у подростков соответствует классическим вариантам. Большинство отечественных и зарубежных авторов в личностном конфликте, реализующемся в неврозе, видят сочетание психогении и премор- бидных особенностей личности, причем в этиопатогенезе невроза, формировании его клинической картины, течении прогнозе роль социально-средовых и личностных факторов может быть разной в каждом отдельном случае.
Г.К. Ушаков и Н.Д.Лакосина, говоря о значении индивидуальности пациента, полагают общим для невротиков наличие у них аномалии характера. Большая распространенность неврозов (15% состоящих на психиатрическом учете среди подростков) определяется тем, что большинство подростков заболели, еще будучи детьми. В возникновении неврозов у подростков и формировании клинических проявлений находят отражение особенности переходного возраста.
Среди неврозогенных факторов у подростков значительное место занимает неблагоприятная ситуация в семье. Среди прочих следует назвать неправильное воспитание, патологию характера, асоциальное поведение, алкоголизм одного или обоих родителей, угрозу развода, дезорганизацию семьи, совместное проживание разведенных родителей, хронические заболевания у родных с угрозой смерти, хроническую ревность к брату или сестре и т.д.
Из типов неправильного воспитания наиболее патогенными являются те, в которых в той или иной форме наличествует отвержение ребенка родителями. Родительское отвержение «приводит ребенка к постоянному, гнетущему чувству безнадежности и неудовлетворенности собой. Находясь в непрекращающейся погоне за тем, чтобы ублаготворить родителей, и не получая одобрения, он перестает верить в свои силы и постоянно переживает чувство вины» (Д.Н. Исаев), вырабатывается комплекс неполноценности с тревожностью, мнительностью, склонностью к аутоагрессии.
Неблагоприятным в плане возникновения невротических комплексов является гиперсоциализирующее воспитание (разные виды гиперпротекции). Оно порождается тревожной мнительностью родителей в отношении здоровья ребенка, его статуса среди сверстников, успехов в учебе, характеризуется чрезмерной озабоченностью будущим ребенка, стремлением к раннему многопрофильному обучению. Сверхзабота со стороны родителей, информационные перегрузки приводят к пассивности, подчиненности, зависимости, неумению адаптироваться, развитию чувства неполноценности, школьным фобиям и другим невротическим формам реагирования (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев).
При воспитании по типу повышенной моральной ответственности подросток поставлен перед необходимостью прекрасно учиться или следить за младшим братом, ухаживать за больной бабушкой или показывать высокие спортивные результаты. Чувство ответственности постоянно эксплуатируется, и, находясь долго под таким непосильным бременем, подросток, особенно наделенный тревожно-мнительным характером, может отреагировать невротическим расстройством.
Противоречивое воспитание с противоположными требованиями к подростку может истощить его возможности к адаптации и также привести к возникновению невроза.
Среди «неврозогенных» заметное место в пубертатном возрасте занимают ситуации, непосредственно связанные со школой. В их числе неспособность справиться с учебной нагрузкой, неблагожелательное отношение учителя, неприятие сверстниками, смена школьного коллектива. Информационные перегрузки в сочетании с постоянным дефицитом времени, особенно у инфантильных или соматически ослабленных подростков, могут привести к утомляемости, раздражительности, расстройствам сна и другим невротическим проявлениям вплоть до истерических рвот и регрессивных реакций в виде энуреза и энкопреза. Несправедливо заниженные оценки, злоупотребление плохими отметками, а в еще большей мере унижение достоинства, оскорбительные удары по самолюбию подростка могут привести не только к протесту, но и к состоянию тревожного ожидания, неуверенности в себе, подавленности и многообразным невротическим состояниям.