Среди нет гранильных типов воспитания наиболее патогенным и считаются воспитание по типу повышенной моральной ответственности и мелочная опека. Изнуряет длительная физическая и моральная нагрузка и связи с необходимостью ухода за больным членом семьи или младшим братом, часто в сочетании с регулярными занятиями в ' иениализированных школах, секциях, кружках. Ожидание всегда соответствует возможностям детей и подростков и требует от них чрезмерных усилий. Если при r/ом пе г эмоциональной поддержки со стороны родителей, возникает субъективное ощущение покинутости, которое моякс г стать серьезным декомпенсирующим фактором, /го усугубляется тем, что ситуация вызывает чувство ви- нм, воспринимается как личная несостоятельность, как поражение и тяжело переживается. Неудовлетворенность гпоими достижениями, статусом среди сверстников, когда притязания не реализуются, а отказаться от них очень трудно, неприятие коллективом, его смена, конфликты с учителями также могут стать причиной личностного конфликта.
По складу своего характера половина детей и подростков с психосоматическим радикалом в коллективе являются либо лидерами, либо отверженными. Именно у них конфликты носят особенно острый характер, так как стремление к лидерству сочетается с нетерпимостью, непримиримость^ бескомпромиссностью, а отверженные наиболее беззащитны. Психотравмирующис ситуации могу г наслаиваться перекрывать одна другую, быть мозаич- мее и гораздо t ложнее, как, собственно, и бывает в жизни.
Таким образом, одним из факторов, определяющих возникновение и течение психосоматических расстройств, является личностный конфликт. Дело обстоит примерно так же, как при туберкулезе, когда плохая жизнь в бедности, сырости, скученности располагает к бурной реализации программы палочки Коха. Не следует забывать, что между психическим и физическим вообще и между психическим и соматическим в частности регулярных взаимодействий не выявлено, из чего следует, что научная доказанность перечисленных выше взаимосвязей (стресс — язва и пр.) относительна.
Почему все-таки в одних случаях следствием или последствием психогении оказывается невроз, а в других — язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки или бронхиальная астма? Не является ли психосоматическое заболевание начальной или, наоборот, следующей (органической) стадией функционального расстройства — системного или органного невроза, или природа этих болезней не имеет между собой ничего общего? На сегодняшний день однозначного ответа на эти вопросы нет. Согласно кортико-висцеральной теории, невроз базируется на слабом типе высшей нервной деятельности и является предшественником психосоматического заболевания. Но клиническая практика показала отсутствие невротической стадии в развитии психосоматических расстройств и редкость у этих больных слабого типа высшей нервной деятельности. В связи с этим заслуживает некоторого внимания точка зреиия, согласно которой неврозы возникают у лиц с более пластичной и гибкой психикой (несмотря на слабый тип высшей нервной деятельности), а психосоматические расстройства — у лиц с менее гибкой, а стало быть, более хрупкой психикой, независимо от часто присущего им сильного типа высшей нервной деятельности. Может быть, адаптируясь к трудной ситуации, личность создает психологическую защиту от патогенного действия стресса, формы которой могут быть разными. Так, гипертимы облегчают душевное напряжение в движениях, действии; эпилептотимы разряжаются агрессивно-злобным поведением. Пассивный уход из трудной ситуации свойственен астеническим личностям.
Дети и подростки (не только истерического склада) склонны к Защитному вытеснению из сознания психотравмирующих обстоятельств. По-видимому, удельный вес неосознаваемых элементов психологической защиты с возрастом уменьшается. Психологическая защита в виде самостоятельной рационализации конфликта (способности к вытеснению, подавлению, конверсии) в силу особенностей психики и личности психосоматических больных не срабатывает вовсе. Происходит прорыв адаптационного барьера, и развивается психосоматическое заболевание. Таким образом, при психосоматических заболеваниях налицо констелляция биологических, личностных и средовых факторов, участвующих в патогенезе и находящихся в разных соотношениях в каждом конкретном случае. Считаю необходимым отметить, что изложенные построения носят в основном предположительный характер.