Чаще других форм у подростков встречается неврастения. Наиболее уязвимы в отношении неврастении подростки с акцентуацией по астеническому типу. В клинической картине преобладает сочетание повышенной утомляемости с раздражительностью. Основное проявление гиперстенического варианта неврастении — кратковременные всплески бурного аффекта по незначительным поводам с быстрым угасанием (истощением) аффекта. Трудно переносятся яркий свет, резкие звуки. Подросток жалуется, что он устал, измотан, что у него нет ни сил, ни желаний, обостренно воспринимает любые замечания в свой адрес. Особенно раздражительны подростки-неврастеники с родителями и близкими людьми. Характерны беспокойный ночной сон с кошмарами и повторными пробуждениями, утренние головные боли, жалобы на рассеянное внимание, плохую память.
При гипостеническом варианте преобладают утомляемость, плаксивость, вялость, сонливость. Ночной сон не приносит бодрости. Постоянная головная боль, многообразные соматические жалобы (сердце, желудок и т.д.). Для обоих вариантов неврастении у подростков характерна ве- ж гетативная лабильность (колебания давления и пульса, головокружение, тошнота, кишечные спазмы и пр.).
Причиной неврастении особенно часто бывает неудача при достижении субъективно значимой цели. Факт переутомления имеет подчиненное значение, поскольку даже длительный отдых не ведет к выздоровлению. Невроз обычно не развивается, если даже при очень больших усилиях успешно достигнута поставленная цель. Течение неврастении затяжное (месяцы, иногда годы). |
Невроз навязчивых состояний чаще всего развивается у подростков с психастенической и сенситивнои акцентуацией. В психогенезе невроза навязчивых состояний роль почвы (в частности, особенностей характера) особенно велика. Эти дети мнительны и эгоцентричны, тревожны и педантичны, честолюбивы и впечатлительны, стремятся к максимальным достижениям и в то же время не уверены в своих силах. Для формирования невротического комплекса необходимы затяжные психотравмирующие ситуации: нарушение контактов, трудности в учебе, крах притязаний, череда неудач, неразрешимые конфликты, разлад в семье, серьезные соматические болезни родителей и т.д.
Подросток с описанным характерологическим премор- бидом особенно остро воспринимает столкновения с действительностью, угрозу семейному благополучию, блокаду притязаний, возможность умереть и пр. Синдром навязчивости может проявляться в интеллектуальной сфере (мысли, представления, воспоминания), в эмоциональной (страхи) и двигательной (движения, действия). Навязчивости возникают непроизвольно, больной сохраняет понимание чуждости, ненужности этих страхов, мыслей, действий, пытается бороться с ними. Преодоление навязчивости оставляет состояние дискомфорта, а реализация ее ведет к успокоению. Из навязчивых страхов (фобий) наиболее характерны для подростков страх заражения, загрязнения (мизофобия), острых предметов (оксифобия), навязчивые ипохондрические опасения (кардиофобия, канцерофобия и т.д.), боязнь публично покраснеть (эритрофобия) или повести себя неадекватно в ситуации, жестко регламентирующей поведение (например, на похоронах или в храме). Для подавления страхов вырабатываются навязчивые защитные ритуалы (движения, действия). Больные часто и подолгу моют руки, подсчитывают иголки, стараются не пользоваться ножом и вилкой и т.д. В основе большинства навязчивых страхов лежит страх смерти (танатофобия). Часто встречающиеся у детей боязнь темноты, одиночества, животных подросткам не свойственны.
Навязчивые движения и действия — это попытка символически преодолеть неприятные обстоятельства, освободиться от гнетущей тревоги. Подростки часто прибегают к защитным ритуалам при приближении психотравмирующей ситуации. Например, чтобы учитель не вызвал к доске, необходимо трижды прикоснуться носом к парте. Прерывание ритуала весьма тягостно для больного. Среди навязчивостей определенное место занимают контрастные мысли, представления, побуждения. К ним относятся появление дурных мыслей о человеке, глубоко уважаемом самим подростком, субъективно крайне неприятные представления об интимной жизни родителей и т.д. Несмотря на противоречие этих мыслей истинным установкам личности и на их контролируемость, они формируют чувство вины и подавленности. Контрастные навязчивые состояния особенно характерны для впечатлительных и ранимых личностей.
Невроз навязчивых состояний имеет затяжное течение, но, несмотря на нередко мучительный характер переживаний, больные остаются социально адаптированными. Наслоение новых психотравм способствует рецидивированию невроза.