На происхождение психопатий существуют диаметрально противоположные взгляды. Э. Крепелин, К. Шнайдер, И. Кох, М.О. Гуревич, П.Б. Ганнушкин считали психопатию врожденной стабильной дисгармонией психики. Л. Мишо, А.К. Ленц, О.В. Кербиков и др. отстаивали точку зрения, согласно которой психопатия может быть порождена силой внешних воздействий на личность. В 1936 году И. Шульц писал о сформированных средой «краевых» психопатиях, противопоставляя их «ядерным», то есть врожденным.
Неоспорима роль среды в реализации потенции человека к тому, чтобы в процессе общения с людьми самому стать разумным. Противоположный пример — дети-маугли. Что касается характера, то черты его, будучи предопределенными, проявляют себя по мере взросления. Здесь роль среды несопоставимо меньшая. Окружающая среда, воспитание, обстоятельства могут в некоторой (кстати, весьма малой) степени способствовать формированию привычек, манер, комплексов, но не характера. Родившийся толстокожим не станет ранимым, а замкнутый по натуре всегда будет испытывать определенный дискомфорт при необходимости широкого общения.
Темперамент и характер — врожденные характеристики личности. Человек с ними рождается и умирает. Обстоятельства могут выявить ранее не востребованные черты, воспитание может смягчить или заострить заложенные в генах особенности личности, но трудно себе представить, чтобы среда создавала черты характера, тем более чтобы они могли приобретать качества тотальности и стабильности. Под воздействием среды человек может стать чуть менее или чуть более общительным, но Ноздревым нужно родиться. Ситуационная необходимость может вынудить к широкому общению, но общительность, равно как и замкнутость, обидчивость, вспыльчивость, злопамятность, отходчивость, как корневые свойства характера не возникнут. В переводе с греческого характер — «чеканка», «отпечаток». Чеканит генетика, природа. Объяснения замкнутости тем, что мама в раннем детстве мало разговаривала с ребенком, и, наоборот, общительности тем, что много, представляются поверхностными, механистичными и неубедительными. Открытость и доброжелательность, так же как подозрительность и недоверчивость, — врожденные, генетически детерминированные, наследуемые черты. Роль общества, среды, воспитания в том, чтобы проявлять, взращивать, культивировать или, наоборот, микшировать, сдерживать, скрывать имеющееся, но чтобы создавать новое, чеканить — вряд ли. Обстоятельства и события не создают, а раскрывают характеры.
При определенных усилиях можно воспитать поступки, сформировать линию и даже стратегию поведения.
Приличествующие возрасту у разумных пожилых людей неторопливость и умеренность не плоды самовоспитания, не свидетельство появления новых черт характера, а всего лишь результат трезвой оценки своих физических возможностей и проявление работы инстинкта самосохранения.
Характер — это внутренний стержень, на который нанизываются другие свойства — взгляды, этические и эстетические предпочтения и т.п. Что касается взглядов, я думаю, они не только продукт среды, но и что они серьезно зависят от состояния совести, ума, склада мышления, способности к противостоянию пропаганде, которые сами являются, я убежден, врожденными свойствами личности. Выбор идеологии (научной, политической и пр.) опирается на внутреннюю предрасположенность, воспринимающую именно эту конкретную систему взглядов как наиболее близкую. Влияние среды на формирование общественно- политических воззрений, конечно, имеет место, но все-таки либералы и консерваторы, почвенники и космополиты, славянофилы и западники не только и не столько воспитанные средой идеологические и политические антиподы, сколько разные натуры. В принятии той или другой идеологии имеет, стало быть, место изначальная предопределенность, а социальные и прочие средовые воздействия работают на уже, что называется, вспаханном поле. Под влиянием обстоятельств взгляды могут меняться, но вектор изменений обычно стремится к гармонии с собственной натурой, каковая сама по себе остается неизменной.