Истероидная психопатия чаще встречается у девочек и диагностируется в пубертатном возрасте, но главные ее черты (эгоизм, стремление находиться в центре внимания, быть предметом всеобщего восхищения) заметны уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. По Ясперсу, главный признак истероидной личности в том, чтобы «себе и другим казаться больше, чем есть в действительности, и переживать заметнее и сильнее, чем она на это способна». У истерических детей бросается в глаза нечто поддельное, театральное, аффектированное. Они выставляют свои чувства напоказ, в зависимости от обстоятельств выглядят возмущенными, терпеливыми, самоотверженными, сокрушенными. С удовольствием выступают с чтением стихов, капризны, любят, чтобы их упрашивали, завистливы и ревнивы к чужому успеху. Добиваясь первенства в коллективе, интригуют, доносят, клевещут, умеют всех перессорить. Они экстравагантны в прическе, одежде, склонны к фантазиям. Не умея держать в узде воображение, выдумывают необыкновенные истории, в которых выступают в роли благородных героев или прибегают к самооговорам, приписывая себе участие в бандах, алкоголизацию, прием наркотиков и пр. Фантазируя, будучи самовнушаемыми, увлекаются, легко вживаются в роль и иногда на короткое время могут поверить в свои фантазии. Инфантильность истероидов проявляется в способности вытеснять все неприятное, игнорировать реальность и доводы здравого смысла. Истероидные психопаты часто становятся фанатами эстрадных идолов, преследуют их своим вниманием, вмешиваются в частную жизнь. Вместо глубины, искренности и постоянства чувств — экзальтированное обожание и поклонение, легко меняющиеся на равнодушие и злословие в адрес вчерашних кумиров.
Стремление к вниманию и признанию не является специфически истерическим свойством, но у истероидных личностей эта естественная общечеловеческая потребность гипертрофирована. Они используют все, что может стать источником внимания к их персоне, убедить окружение в их собственной значимости и оригинальности — близость к знаменитостям, осведомленность в скандалах и сплетнях вокруг них, демонстрация увлеченности оккультными практиками, крайними направлениями в философии и искусстве, — и способны сами «впечатлиться» своими нестандартными талантами. Средством для привлечения внимания становятся эксцентричные манеры и поступки, шокирующие мнения и фальшивые слезы. Стремясь поразить воображение, продемонстрировать нестандартность личности, безбожник подчеркнуто открыто носит атрибуты веры, истово крестится, идя мимо храма. Показная религиозность проявляет себя демонстративным посещением духовников, церкви, стремлением быть на короткой ноге с высокопоставленными духовными лицами. За этим фасадом нет обычно ничего, кроме пустоты и тщеславия. Не умея быть самим собой, истероид надевает чужие маски, легко вживается в чужие образы — от ранимого сенситива до глубокомысленного шизоида. Под маской разочарованности в людях и скептического отношения к ценности самой жизни может скрываться вполне жизнелюбивый субъект.
Декомпенсирующим обстоятельством чаще всего оказывается недостаточное внимание или равнодушие к ним окружающих. На это они реагируют грубостью, демонстративными уходами из дома, нарочито асоциальным поведением. Желая вернуть утраченное внимание определенных лиц, прибегают к симуляции соматических и психических расстройств, суицидному шантажу и демонстративным суицидным попыткам.
Инфантильность, отсутствие цельности личности, социальная незрелость не обязательно являются препятствием для профессиональной и особенно семейной адаптации истероидных психопатов. Некоторые из «ищущих признания» при исключительно благоприятных обстоятельствах добиваются огромных успехов в публичной деятельности, требующей харизмы. Маска высокой моральности, как правило, сочетается у них с отсутствием моральных ограничений в практической деятельности.