Напишите нам

Поиск по сайту

Отвергание яркого света или темноты, насыщенного цве­та или фотографии с нейтральным сюжетом (ветки дерева, моста через реку, садовой лейки, клубка шерсти, фуражки, яблока) может быть объяснено страхом с очень большой долей условности.

На вопрос: «Почему ты прячешься от огурца?» может последовать: «Зеленый». При этом зелено­го яблока ребенок не боится. Насколько ответ информати­вен? И является ли обращенное в пространство «зеленый» ответом на вопрос? Может быть, поведение определяется чувством приятного или неприятного? Но как объяснить, почему неприятно изображение садовой лейки, безразлич­но тиканье ходиков и приятно тысячекратное открывание и закрывание водопроводного крана? Боится ли аутист шума кофемолки или дрели? Ему страшно или неприятно? Может быть, эти шумы как-то нарушают именно в эту минуту его витальный биологический комфорт? И нам непонятно, по­чему ему что-то приятно или неприятно, и как и почему у аутиста формируется ощущение приятного и неприятно­го. Содержательных страхов у аутиста, скорее всего, нет. Объяснение, что аутист бежит от страхов и неприятных ощущений в свою «скорлупу», представляется совершенно неудовлетворительным. Честнее согласиться с тем, что мы не знаем, чем обусловлены действия аутиста, нежели при­нять неудовлетворительное объяснение.

Почему аутист не откликается на имя? Петя не осознает себя Петей? Не различает слов, их смыслов, смысла окли­ка? Слаб сигнал? Сила сигнала, громкость оклика ничего не меняет, отсюда подозрения в глухоте. Но у аутиста нор­мальный слух. Аутист не следует за указующим жестом, не смотрит в глаза, не заглядывает в лицо. Посмотреть в гла­за, заглянуть в лицо — значит увидеть в другом человека, а именно это для него недоступно. Он находится в другом психическом поле. Если бы откликнулся, обернулся, то есть, фигурально выражаясь, вошел бы в наше поле — не был бы аутистом. Для того чтобы понимать и быть понятым, нужно находиться в общем смысловом поле.

Может быть, поиски понятных нам смыслов в поведении организма иной психической природы изначально бессмыс­ленны? Может быть, не надо пытаться понимать действия аутиста, исходя из привычных нам представлений о любви, враждебности, одиночестве, страхе и т.д.? Поведение жи­вотного, обеспечивающего свое выживание, мы понима­ем и можем прогнозировать. Например, собака прекрасно различает своего агрессивного сородича на улице и безраз­лична к его изображению, как и к собственному отраже­нию в зеркале, вероятно, как-то понимая, что за зеркалом никого нет. Моя собака, такса по имени Тёма, на прогулке бежит впереди и оглядывается, проверяя, далеко ли хозя­ин, ревнует и обижается, если я приласкаю чужую собаку, демонстрируя свои чувства с полной определенностью, и мне понятно его поведение, направленное на обеспечение собственного благополучия и безопасности. Ментально мы вместе. Поведение аутиста мы не можем наполнить ясной нам логикой, даже если он точно воспроизводит сложные мелодии и целые страницы из Маршака или Чуковского. Мы не можем сказать об аутисте, что его что-то волнует, возмущает, восхищает или ужасает. По-видимому, легче найти взаимопонимание с инопланетным разумом, если таковой существует, через универсальные законы физики, химии, астрономии, математики, чем преодолеть барьер, отделяющий от нас аутиста, в психической жизни которого понятие «смысл» отсутствует. Пребыванием в ином психи­ческом пространстве (содержательного мира у аутиста нет) обусловлено и отсутствие жестов утверждения, отрицания, приветствия, прощания. Жестикуляция что-то означает только для пребывающих в общем смысловом поле.

В связи с тем, что поведение аутиста дает нам мало ин­формации о его психической жизни, можно составить о ней лишь фрагментарное и предположительное представление. Попытка вообразить жизнь человека, лишенного воображе­ния, не понимающего сути вещей, а смысл событий восприни­мающего исключительно буквально, оставляет безрадостное впечатление. Даже близкие — это не родные (родство как понятие аутисту недоступно), а те, кто рядом, близко. Мир лишен опор, бессмыслен, хаотичен, наполнен непонятными событиями, неприятными звуками и прикосновениями. Он безлюден и бездушен. Люди и вещи равнозначны, люди — часть мира вещей, принципиально не отличаются от живот­ных, а птицы опознаются по числу ног. Нет родных и нет осознания сиротства и переживания трагедии от неспособ­ности к этому осознанию. Аутист не знает радости от игры, так как не понимает ни смысла игрушки, ни правил игры, ни смысла победы или проигрыша. Он лишен возможности осо­знать симпатию, сочувствие, любовь к себе, равно как испы­тать эти чувства самому. Улыбка, ласка, слезы матери никак не отзываются в его душе. Каким и кем нужно быть, чтобы жить в таком мире и находиться с ним в согласии? Только ес­ли быть его частью, не отделяя себя от него.

Благодаря абстрактному мышлению человек способен проникать в суть вещей, познавать природный мир, противо­поставить себя природе, подняться над ней. Сопоставление психики аутиста с синдромом Каннера даже с выражен­ными степенями умственной отсталости некорректно, по­скольку имеющаяся у олигофрена тенденция к конкретному мышлению оставляет некоторую возможность пользовать­ся аналогиями, благодаря чему олигофрен способен выйти за пределы полученной информации, что, собственно, и яв­ляется одним из критериев обучаемости. Присущие аутисту отсутствие воображения и буквальное восприятие мира приводят к тому, что познание, то есть осмысление этого мира, становится проблематичным, стена между аутистом и окружающим миром — непроницаемой, а диагноз «аутизм Каннера» — гораздо более катастрофичным, чем даже глу­бокая умственная отсталость.

 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры