В 1964 году в Советский Союз возвратился из Соединенных Штатов известный экономист В. Терещенко. Он стал выступать в печати, делясь своим опытом взаимоотношений между людьми, который на Западе давно стал нормой. Его книга называлась: «Как вести себя управляющему». Выполнение несложных правил способствовало ликвидации, а точнее предупреждению необоснованных конфликтов, нормализации психологического климата в коллективе. Все это, в конечном счете, способствовало повышению производительности труда, и что очень важно – без дополнительных материальных затрат ! Конечно, речь шла о знаменитой методике Дейла Карнеги. В 1990 году его книгу: «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», выпустило Средне-Уральское книжное издательство. Вот, что писал в предисловии член-корреспондент АН СССР В. П. Чичканов: «Глубина кризисной ямы, в которой находится наша экономика, такова, что промедление с радикальной реформой хозяйствования подобно смерти не только социализма, как общественного строя, сколько физически самой страны. Это заставляет нас во многом поступиться «классовыми принципами», из-за слепого следования которым страна резко отстала от всего цивилизованного мира в развитии общества… Потому время встать на рельсы цивилизованного, гуманистического хозяйствования, и соответственно управлять им так, как подобает равноправным членам общечеловеческого сообщества…..Эта книга из разряда вечных… Несмотря на то, что с момента ее издания прошло много лет, она продолжает переиздаваться огромными тиражами. Знакомство с ней поможет избавиться от многих недостатков и улучшить взаимоотношения с людьми».
По-разному отнеслись у нас к этой информации, мешала политическая отчужденность двух систем. Считали, что нам она не подходит «у нас свой путь», социалистическая система, безусловно, самая прогрессивная». Хотя наши познания в этой науке, а это, действительно, наука, были на уровне каменного века (помнится как один из руководителей отреагировал на информацию о таком методе: «Что мы будем брать пример с американцев, у них там негров вешают!»).
Простой пример. Разговор по телефону. Звонит телефон, трубку снял секретарь.
- Алло!
- Это кто?
- А кто Вам нужен?
- Кто со мной говорит?
- Как ваше имя?
- А вам зачем?
Потрачено время, нервы, и все ради того, чтобы в конце концов узнать, что нужного вам человека нет на месте. А теперь сравните:
- Вы позвонили в компанию….., здравствуйте. (Упреждающее слово «здравствуйте» исключает возможность возникновения конфликта).
- Могу я поговорить с мистером Смит?
- Мистера Смит нет на месте, будет через два часа, что ему передать?
Минимальное время, исчерпывающая информация.
Сейчас такая форма разговора никого не удивит, она применяется в любой уважающей себя фирме. На любых курсах повышения квалификации наука общения входит в обязательный минимум образовательной программы.