1. Перечислить причины гипоксемии и гипоксии.
2. Описать кривую диссоциации оксигемоглобина.
3. Описать взаимозависимость между РаСо2» объемом альвеолярной вентиляции продукцией двуокиси углерода.
4. Обсудить использование мониторов для внутриартериального определения и прикроватных анализаторов.
5. Перечислить причины респираторных и метаболических расстройств киелотно-основного состояния.
6. Рассмотреть использование показателя анионной разницы (анионного провала) для оценки метаболического ацидоза.
7. Рассмотреть использование показателя разности сильных ионов в дифференциальной диагностике расстройств кислотно-основного состояния.
8. Обсудить проблемы, связанные с температурной коррекцией показателей газового состава крови и рН.
ВВЕДЕНИЕ
Измерение рН и газового состава крови является важной составной частью ведения больных, которым проводится ИВЛ, поскольку позволяет оценить качество оксигенации, вентиляции и кислотно-основной баланс. Для такой оценки можно использовать показатели напряжения газов как артериальной, так и смешанной венозной крови. Возможны также непрерывный мониторинг газового состава артериальной крови с помощью оптода и мониторинг газового состава смешанной венозной крови через оксиметрический катетер, введенный в легочную артерию. Прикроватные анализаторы, доступность которых быстро возрастает, позволяют определять рН, газовый и электролитный состав крови, а также гематологические показатели непосредственно у постели больного.
Газовый состав и Рн артериальной крови
Хотя определение газового состава крови является рутинной процедурой ведения больного, находящегося в критическом состоянии, все же в большинстве случаев эта манипуляция выполняется неоправданно часто. Действительно, наличие катетера в артерии отменяет необходимость повторных пункций вен и побуждает врачей к более частому контролю лабораторных показателей. Следование стандартам, может повысить эффективность использования показателей газового состава крови, иными словами, исключить ненужные заборы крови на анализы. Анализ газового состава крови представлен данными, характеризующими ситуацию только в конкретный момент времени, сами же показатели у больных, находящихся в критическом состоянии, непрерывно колеблются, что не оказывает влияния на общее состояние пациента или на проводимое лечение. Гораздо важнее в этом отношении нды показателей газового состава, как, впрочем, и других лабораторных пара-ров. Единичные отклонения, если, конечно, они не слишком значительными! аются в коррекции.
Напряжение кислорода в артериальной крови (Рао2)
Общее содержание кислорода в крови складывается ив порций газа, растворенного в крови, и газа, соединенного с гемоглобином. Количество кислорода, растворенного в плазме, очень мало и прямо пропорционально' напряжению этого газа (Рог)» * мо~
лодых здоровых людей при дыхании атмосферным воздухом на уровне моря нормальное значение напряжения кислорода в артериальной крови колеблется от 80 до 100 мм рт. ст.; оно уменьшается с возрастом, а также по мере увеличения высоты над уровнем моря. Гипоксемия наступает, когда легкие теряют способность адекватно оксигенировать артериальную кровь. Ра02 является отражением функции легких, а не гипоксии как таковой. Гипоксия может существовать без гипоксемии, и наоборот. Адекватный уровень Ра02 У тяжелых больных неизвестен, но многие клиницисты полагают, что допустимо снижение Ра02 до 60 мм рт. ст. (при Spo2> 90 %). Адекватность уровня Ра02 должна быть сопоставлена с опасностью токсического эффекта слишком высокой Fi02 и с приемлемым уровнем давления в дыхательных путях.
Насыщение гемоглобина артериальной крови кислородом (Sao2)
Соотношение между Ра02 и степенью насыщения гемоглобина кислородом описывается кривой диссоциации оксигемоглобина (рис. 24-1). Данная кривая имеет сигмовидную форму, то есть сродство гемоглобина к кислороду возрастает при повышении содержания кислорода (например, в легких), и снижается при низком содержании кислорода (например, в тканях). На сродство гемоглобина к кислороду влияют также факторы среды, в которой находятся молекулы гемоглобина. Эти факторы могут сдвигать кривую диссоциации оксигемоглобина влево или вправо. Сдвиг кривой вправо уменьшает сродство гемоглобина к кислороду (облегчается высвобождение кислорода из связи с гемоглобином), а сдвиг кривой влево повышает аффинность гемоглобина к кислороду (связь кислорода с гемоглобином становится более прочной). Из-за подобного непостоянства отношений между Ро2 и насыщением гемоглобина кислородом показатель сатурации невозможно предсказать с достаточной точностью, исходя из величины Р02» и наоборот. Точное измерение сатурации выполняется методом СО-оксиметрии. СО-оксиметр также определяет общую концентрацию гемоглобина, насыщение его кислородом и уровни метгемоглобина и карбоксигемоглобина.