Вот такие люди (как и многие, им подобные) должны быть примером для нас, для будущих наших поколений. Следует назвать еще одно Имя: хирург-архиепископ В.Ф. Войно-Ясенецкий. Признанный специалист в области гнойной хирургии. По его монографиям училось не одно поколение хирургов. К началу Великой Отечественной войны (как и многие советские ученые – В.П. Королев, А. Н. Туполев и другие) он находился в лагере. Понимая, что такое гнойная хирургия на фронте, он обратился с письмом к Председателю президиума Верховного совета, М. И. Калинину с просьбой послать его на фронт. «А после войны – писал хирург-патриот, если будет нужно, – я готов вернуться в лагерь». Когда в начале войны Сталин спросил Н.Н. Бурденко, который был главным хирургом Красной армии, что ему нужно для организации работы хирургической службы в войсках, Николай Нилович ответил: «Отдайте мне Войно-Ясенецкого». В этом ответе была определённая смелость, потому что в те времена репрессии объясняли советским людям так: « НКВД зря не сажает ».
После войны Валентин Феликсович жил и работал в Симферополе ( власть не хотела видеть великого хирурга в столице ). Однажды ему передали пожелание городских властей – ходить на заседания хирургического общества в светском платье. «Если вам не нравится мое платье, я могу вообще не ходить на заседания» - таков был ответ.
Список этих «святых» докторов можно было бы продолжать и продолжать. Интересно отметить, что все они считали необходимым, кроме лечения заниматься и научной деятельностью, как эффективной формой повышения своего профессионального уровня.
И вот еще одно Имя, которое нельзя не упомянуть, и которое я ( каюсь !) не назвал в первых изданиях - Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт). К сожалению, мало кто сейчас помнит имя этого Героя, а ведь он был именно таким, это наш современник. Он родился 22 июля 1878 года. Детский врач, педагог, писатель. Он трудился в детском доме буржуазной Польши в тяжелых условиях, так как главным условием существования детских учреждений в этой стране была частная благотворительность и меценатство, и об этом следует помнить. Писатель Н. Атаров писал в своем предисловии к книге Я. Корчака «Как любить детей». «Трудно, даже невозможно оценить опыт Януша Корчака, изложенный в его книгах. Он знал, что нельзя «купить» хорошее отношение ребенка, что у ребенка есть право на тайну, а у воспитателя нет права п р и н у ж д а т ь ребенка к откровенности. Он знал, что «не сам поступок, а побуждение характеризует нравственный облик и потенциальные возможности ребенка». Он знал цену сказки и что старые няньки и истопники - часто лучшие педагоги, чем дипломированные воспитательницы. В содержимом ребячьих карманов он видел не мусор, предназначенный в печку, не просто каштаны и еловые шишки, камни и гвозди, тряпочки и бусы – он видел в этих предметах воспоминание о прошлом и порыв к будущему. В винтике – аэроплан, мечту о полете, в фарфоровом глазе разбитой куклы - память о любимом существе. Он знал, что «хорошо вытертый стол равноценен старательно переписанной странице». Далее Н. Атаров пишет: «Обычно я подчеркиваю в книге наиболее понравившиеся мне места. Эту книгу надо подчеркнуть всю».
Корчака давно нет, он погиб в Треблинском лагере смерти - так он доказал свою любовь к детям, которых нацисты предназначили к истреблению, как неполноценных. Он же видел в каждом ребенке личность, считал их разными и потому любил всех.
В 1939 году фашисты оккупировали Польшу. В конце июля 1942 года началась массовая высылка евреев Варшавы в Треблинку.
Пятого августа очередь дошла до корчаковского Дома сирот…
Перед уничтожением детдомовцев фашисты предлагали доктору, «из уважения к его известности» - оставить детей и. таким образом, спасти свою жизнь. Но он не предал своей любви к детям и погиб вместе с ними в газовой камере … .
В памяти своего народа Януш Корчак остался Человеком долга и совести, посвятившим свою жизнь борьбе за благо детей, их мирное будущее.