Во всех научных и биографических источниках по истории декабристского движения в России упоминается доктор Ф. Б. Вольф. О нем очень тепло пишут в своих мемуарах М. Н. Волконская, И. Д. Якушкин, А. Е. Розен, И. И. Пущин. Можно сказать, что Фердинанд Богданович был представителем медицины в обществе декабристов.
После восстания 1825 года были репрессированы 7 врачей. Среди них Вольф был наиболее яркой фигурой. В числе 17 человек он был отнесен следственной комиссией ко второму разряду вместе с М. С. Луниным, братьями Николаем и Михаилом Бестужевыми и другими. Они должны были положить головы на плаху палача (обряд политической смерти), после чего им объявили о вечной каторге в Сибири.
В сохранении здоровья декабристов Вольфу принадлежит важнейшая роль. Талантливый врач, он еще в тюремных казематах начал оказывать помощь товарищам. Дело это было непростое, так как по рецептам ссыльного врача выдавать лекарства было запрещено. Официально за здоровьем декабристов следил молодой врач Ильинский, который не имел достаточного опыта, он часто обращался к Фердинанду Богдановичу за советом и помощью, который не отказывал никому, даже своим гонителям.
Уже в ссылке, доктор Вольф вылечил племянника коменданта лагеря Лепарского, который обратился к ссыльному доктору, так как никто другой вылечить его не мог. И Вольф его вылечил! Генерал доложил об этом в Петербург, … доктору пришло «помилование»: Николай I написал собственноручно: «Талант и знание не отнимаются. Предписать Иркутской Управе, чтобы все рецепты доктора Вольфа принимались и дозволить ему лечить». Фердинанд Богданович оказывал помощь всему окрестному населению, в любое время отправляясь к больным.
А теперь представьте картину: зимняя ночь, пурга, с чемоданчиком в руках идет человек. Это доктор Вольф спешит к больному. Позади - два охранника. А на ногах … кандалы, чтоб не сбежал. Такова была царская милость.
О докторе ходили легенды. К каторжному доктору ехали лечиться из Тобольска и Читы, Иркутска – со всей Сибири. За излечение своей жены один иркутский золотопромышленник преподнес доктору две баночки - в одной был чай, в другой золото. Доктор взял только чай. В другой раз доктор вылечил крупного сибирского золотопромышленника, от которого отказались другие врачи. Пациент прислал в пакете 5000 рублей с запиской: « Если не возьмете из дружбы, брошу в огонь ». Деньги пошли в огонь. Сам доктор не имел ни состояния, ни богатых родственников. Много и плодотворно помогали ему жены декабристов. Благодаря им, он получал лекарства, инструменты, книги. Умер ссыльный доктор в 1854 году, за два года до амнистии. Похоронили его в Тобольске, рядом с А. Муравьевым. Хоронить его вышел почти весь Тобольск, длинный кортеж тянулся до самой могилы.