Неустойчивые психопаты в дошкольном и младшем школьном возрасте проявляют себя разбросанностью интересов, невыполнением требований режима, их поведение мотивировано лишь стремлением к получению удовольствия. Несмотря на то что у детей черты неустойчивости неспецифичны и носят физиологический характер, все же повышенная внушаемость, подчиняемость дурному влиянию уже заметны. Они беззаботны, избегают школьных трудностей. У них слабо развиты воля и чувство долга. | Будучи неспособными заставить себя делать то, что нужно, они достаточно настойчивы в реализации сиюминутных желаний. Гонимые жаждой впечатлений, бродят по улицам, магазинам, катаются в общественном транспорте. Они простодушны, любопытны, доверчивы, охотно «за компанию» прогуливают уроки, курят, хулиганят, в 10-12 лет в компании асоциальных приятелей начинают выпивать.
Подростки с неустойчивой психопатией собственного мнения и стойких интересов не имеют. Их стремления, взгляды, поступки диктуются лидером. Они общительны, но глубокие и стабильные привязанности им не свойственны. Не терпят занятий, требующих усидчивости и кропотливого труда. Живут сегодняшним днем, стремясь наполнить его легкими удовольствиями. Легкомыслие, разболтанность и беспринципность неустойчивых обычно сочетаются с добродушием; им несвойственно держать сложную интригу, вынашивать, таить и лелеять злой умысел. Если добродушие вполне совместимо с расхлябанностью, то зло всегда сосредоточенно (разгильдяи редко бывают негодяями, и наоборот). Не имея, к сожалению, личностного стержня, принципов, собственных взглядов на добро и зло, не умея себя занять, неустойчивые личности совершенно не переносят одиночества и легко поддаются влиянию микросреды. Слабовольные, они не способны к сопротивлению и послушно, не заботясь о собственной выгоде или пользе, следуют за складывающимися обстоятельствами или за другими людьми.
Социально-позитивное окружение способствует адаптации неустойчивого подростка. Слабоволие и трусоватость помогают ему удерживаться в рамках жестко регламентированного режима, где он учится или работает под страхом наказания или возможных потерь. Те же черты вместе с любопытством, жаждой ярких впечатлений и подчиняемостью делают его послушным орудием яркого лидера асоциальной группы. В поисках удовольствий и развлечений неустойчивые психопаты наркотизируются, алкоголизируются, быстро деградируют и, ранее милые, приветливые, уступчивые, становятся грубыми, бессердечными, холодными.
Проблема бесхарактерности крайне серьезна с социальнопрогностической точки зрения не только в отношении самой неустойчивой личности, но и для социума в целом, во-первых, потому что неустойчивых много, а во-вторых, потому что значительное число пьяниц, алкоголиков и наркоманов рекрутируется именно из этой среды.
Антисоциальные (бесчувственные, нравственно- дефектные, морально-тупые, анэтические) психопаты. Основной аномалией личностей этого типа является недоразвитие высших эмоций — альтруистических и этических. Это, по определению К. Шнайдера, бездушные психопаты, у которых изначально отсутствуют социальные эмоции, регулирующие отношения в семье и обществе. С раннего детства поражает отсутствие привязанности к близким, даже к матери. Болезни, тревоги, несчастья родителей их не трогают, тоски по дому они не испытывают, увещевания воспринимают иронически; к товарищам, игрушкам, домашней обстановке теплых чувств не питают. Они бессердечны, им неведомы стыд, раскаяние, сострадание, чувства вины, долга, ответственности, благодарности, чести. Анэтические подростки дерзят и сквернословят в лицо взрослым. Не испытывая ни к кому симпатий, они равнодушны к похвале и порицанию, лживы, причем лгут не во спасение и не для рисовки, а для сокрытия намерений, которые диктуются примитивными желаниями и эгоизмом. Они ленивы, неспособны к регулярному труду, безразличны к своему будущему. Даже при отсутствии непосредственно преступных намерений из-за моральной дефектности поступки их, как правило, антисоциальны. Они не желают считаться даже с минимальными удобствами других людей не потому, что воспитаны эгоистами, а из-за природного отсутствия совести; педагогическому воздействию недоступны, так как нет никакой почвы для воспитательных влияний. Анэтический психопат при любых, даже самых благоприятных обстоятельствах поступит безнравственно, получая удовольствие от преступления как такового. В подростковом возрасте злоупотребляет алкоголем, наркотизируется, ворует, в семье не удерживается.