Некоторые аутоантитела со специфичностью анти-К содержат фракции, спо-обные реагировать одновременно с эритроцитами К-. Такие аутоантитела относят к мимикрирующим анти-К.
Описанные в литературе мимикрирующие Kell-антитела в отличие от типичных аутоиммунных не ассоциированы со слабой экспрессией антигенов Kell [171,192,381].
Hare и соавт. [192] описали пациента К-, имевшего почти нормальную экспрессию антигенов k, Крь и Jsb. На его эритроцитах и в сыворотке авторы выявляли антитела, которые по серологическим параметрам характеризовались как анти-К. В то же время элюат с эритроцитов адсорбировался до истощения эритроцитами К-, что указывало на присутствие антител, мимикрирующих под анти-К.
Garratty и соавт. [171] наблюдали К-отрицательного пациента, имевшего аутоантитела анти-К, которые так же, как и в упомянутом выше случае, могли быть адсорбированы эритроцитами К+ и К-. Элюаты, снятые с эритроцитов, проявляли двойную реактивность.
Случай с наличием мимикрирующих анти-К-антител привели Viggiano и соавт. [381]. К-отрицательный пациент, у которого они образовались, имел положительную прямую пробу Кумбса, но никаких клинических признаков гемолитической анемии у него не отмечали. Элюат с эритроцитов содержал антитела анти-К, которые одинаково адсорбировались эритроцитами К+ и К-.
Как указывают Issitt и Anstee [204], мимикрирующие антитела не являются редкостью и встречаются в других антигенных системах. Issitt и Pavone [208] нашли аутоантитела, мимикрирующие под анти-Rh.
Анти-К-антитела и микробные инфекции
Marsh и соавт. [264] наблюдали 20-дневного ребенка с энтероколитом, вызванным необычным вариантом Вас. Escherichia coli. Ребенок имел группу крови В(Ш), в сыворотке содержались антитела анти-А IgM и анти-К IgM. Контакта с эритроцитами К+ у ребенка не было, его мать антител анти-К не имела. Когда ребенок выздоровел и указанные бактерии больше не высевались, антитела анти-А и анти-К исчезли. Авторы показали, что препараты из выделенных ими бактерий Escherichia coli, нейтрализовали антитела анти-К IgM, а на самих бактериальных клетках обнаруживали К-антиген.
Других патогенных форм кишечной палочки не было выделено из кала детей, содержащих антитела анти-К и имеющих клинические симптомы септицемии [217].
Pereira и соавт. [309] обнаружили антитела анти-k (Cellano) у пациента с инфекцией, вызванной Morganella morganii. Антитела относились исключительно к классу IgA. Авторы высказали суждение, что ранее описанные в литературе естественные анти-К-антитела, диагностированные как IgM только с помощью редуцентов дисульфидных связей, на самом деле могли относиться к IgA.
Анти-К-антитела нетрансфузионного происхождения наблюдали у пациентов, зараженных:
Mycobacterium tuberculosis (Tegoli и соавт. [368], Kanel и соавт. [221]); Escherichia coli (Marsh и соавт. [264]); Enterococcus faecalis (Doelman и соавт. [156]); Morganella morganii (Pereira и соавт. [309]);
неидентифицированными микроорганизмами, вызвавшими септицемию (Judd и соавт. [217]);
вирусами, вызвавшими ОРВИ.
Savalonis и соавт. [340] не нашли Kell-антигенов у 23 типов исследованных ими бактерий из рода Citrobacter, Edwardsiella, Escherichia, Klebsiella, Proteus, Salmonella, Serratia, Shigella. К-подобное вещество содержалось, по-видимому, только в Escherichia coli штамма 0125.В15, высеянного Marsh и соавт. [264] из кала упомянутого выше больного ребенка.
McGinniss и соавт. [278] показали, что эритроциты К-, инкубированные in vitro с разрушенными микроорганизмами Streptococcus faecium, приобретали K-подобный антиген. Трансформации К- в К+ не происходило, когда использовали целые бактерии.
Следует упомянуть, что аутоантитела анти-Крь, описанные Manny и соавт. [257] и Brendel и соавт. [112], также были обнаружены авторами у пациентов, перенесших инфекции.
Несмотря на очевидную связь анти-К-антител с бактериальным заражением, описаны люди с анти-К-антителами, у которых не было никаких проявлений инфекций (Morgan, Bossom [287], Clark и соавт. [130].