О необходимости маркировки свидетельствует масса преимуществ, которые без нее не представляются возможными: оперативная доставка, простота складского учета, контроль над перемещением биологически активных веществ внутри предприятия и во время перевозки.
Маркировка позволяет точно идентифицировать препарат, она является носителем информации о нем и представляет набор условных обозначений в виде текста или рисунка, помещенного на упаковку и (или) само лекарственное средство.
Качество маркировки — вопрос очень актуальный для производителя и торговых посредников. Качество маркировки логистика рассматривает не точки зрения обыкновенной привлекательности этикетки, а в первую очередь, из соображений ее информативности, т. е. способности в полной мере раскрыть потребителю все характеристики лекарственных средств.
Выделяют маркировку производственную и торговую.
Производственная маркировка обязана отвечать самым взыскательным требованиям, основанным на ФЗ «О стандартизации» и «О лекарственных средствах», а также Методических указаниях Минздравсоцраз-вития РФ «Графическое оформление лекарственных средств. Общие требования».
К примеру, Методические указания регламентируют следующий порядок оформления: на упаковке указывается наименование препарата (причем обязательно на русском языке) и международное название (в случае несовпадения с наименованием-лекарственного средства).
Далее по тексту — форма лекарственного средства, его количество, состав и дозировка. Следом за наименованием лекарственного средства возможно нанесение предупредительной маркировки R или ТМ с обязательной отметкой на упаковке номера патента на изобретение или свидетельства на товарный знак (при наличии таковых у производителя).
Номер регистрации обозначается буквой Р и рядом арабских цифр. Две первые цифры — год издания разрешающего приказа Минздравсоцразвития на применение и промышленное производство данного препарата, следующий набор цифр — номер приказа и номер пункта в приказе. Названные группы цифр выделяются точкой или косой чертой.
В маркировке допускаются следующие обозначения: текст, рисунок и знаки информационного характера.
ФЗ «О защите прав потребителей» регламентирует порядок написания текста производственной маркировки только на русском языке и в доступной для чтения форме (в обязанность изготовителя и (или) продавца входит перевод текста на русский язык и доведение его смысла до конечного потребителя).
Изучая современную маркировку, необходимо верно расшифровать информационные знаки. Известно не менее десяти видов знаков, среди них наиболее распространены товарные знаки, штриховые коды, знаки соответствия (качества), компонентные обозначения и т. д.
Товарным знаком может быть наименование, рисунок, символ, а также их комбинация. Товарный знак применяется в обозначении препаратов и является отличительной чертой производителя от его конкурентов. Зарегистрированный товарный знак имеет силу на протяжении 10 лет, право на него охраняется законом.
Штриховой код представляет собой число, которое получает любой товар, имеющий массу, размеры, цвет, качество, количетво и цену. Коды выглядят как набор штрихов и пробелов между ними, отличающихся по ширине. Каждый штрих является, по сути, обозначением буквы или цифры. EAN-13 — самый востребованный стандарт из числа действующих систем штриховых кодов.
Первые цифры штрихкода являются обозначением страны, где содержатся данные обо всем коде.
Знак соответствия (качества) — обычное написание РСТ — помещается на упаковке, ярлыке или этикетке к препарату. Этим знаком покупатель информируется о том, что препарат прошел все этапы сертификации, в полной мере соответствует стандартам качества и на него выдан сертификат соответствия.