Напишите нам

Поиск по сайту

Сульфат магния. Этот двухвалентный катион представляет собой основной кофак­тор более 350 ферментов. Сульфат магния может играть роль в профилактике мигрени, так как доказано, что низкий уровень магния в головном мозге служит причиной нестабиль­ности мембран нейронов, что вызывает приток кальция внутрь клетки и появление симптомов ауры. С целью профилактики мигрени хелат-ные соединения магния должны вводиться в дозе, по крайней мере, 400-600 мг при про­должительности лечения до 2 мес. Назначение сульфата магния наиболее целесообразно при мигрени с аурой.

Рибофлавин и коэнзим Q10. Дополни­тельный предполагаемый механизм гиперак­тивности мозга при мигрени связан с дефек­том процесса обмена энергии в митохондриях. Витамин В2 или рибофлавин необходим для нормального функционирования электрон-транспортной цепи. Коэнзим Q10, как и рибоф­лавин, участвует в работе электрон-транспорт­ной цепи митохондрий, хотя он играет роль не кофактора, а переносчика электронов. Эффек­тивность обоих препаратов доказана в двух рандомизированных контролируемых исследо­ваниях с очень небольшим числом пациентов. Рибофлавин может быть эффективен уже в дозе 25 мг/сут, а доза коэнзима Q10 должна составлять 300 мг/сут.

 

Пиретрума девичьего экстракт (чай «Feverfew»). Антимигренозная активность экстракта сухих листьев растения Пиретрум девичий (Tanacetum pathenium) пока не имеет четких достоверных доказательств. Побочные эффекты включают изъязвление слизистой и более распространенные воспалительные про­цессы в ротовой полости, сочетающиеся с по­терей вкуса. Механизм действия этого препа­рата не выяснен.

Лизиноприл. Лизиноприл — ингибитор Всгиотензин-превращающего фермента (АПФ), часто применяющийся в лечении артериаль­ной гипертензии и сердечной недостаточности. Профилактическое лечение мигрени отсут­ствует в показаниях к применению препарата, однако он имеет различные фармакологиче­ские эффекты, которые могут играть роль в па­тофизиологии мигрени, и эффективность лизи-ноприла при мигрени была зарегистрирована в одном небольшом, рандомизированном кон­тролируемом исследовании. Препарат блоки­рует превращение ангиотензина I в ангиотен-зин II, а также блокирует распад брадикинина, энкефалина и субстанции Р. Возможность применения лизиноприла с целью профилак­тики мигренозных приступов объясняется тем, что у пациентов с мигренью чаще выявляется ген АСЕ DD, кодирующий более высокую ак­тивность АПФ. Основные побочные эффекты включают кашель, гипотензию и повышенную утомляемость. При мигрени исследовалось применение лизиноприла в дозе 10 мг/сут.

Кандесартан. Активация рецепторов ангиотензина II, тип 1 (ATI) способствует тор­можению пресинаптического высвобождения ГАМК. Возможности применения кандесар-тана (блокатора рецептора ангиотензина II) в дозе 16 мг для профилактического лечения мигрени исследовались в одном небольшом рандомизированном контролируемом иссле­довании, в котором была доказана эффектив­ность препарата. Побочные эффекты были выражены минимально, за исключением сни­жения артериального давления.

Антагонисты серотонина. К антисеротониновым препаратам, применяющимся для профилактики мигрени, относятся антагонисты 5-НТ- и 5-НТ-рецепторов. Предполагается, что эти серотониновые рецепторы играют роль возбуждающих рецепторов при мигрени. Метисергид (в США его применение прекращено), метилэргоновин, ципрогептадин и пизотифен (не применяется в США) — антагонисты 5-НТ- и 5-НТ-рецепторов — эффективные препараты для профилактики мигрени.

Метисергид распадается до метилэргоновина, И оба вещества могут вызвать тошноту, рвоту, боль в животе и диарею. Кроме того, пациенты часто отмечают неприятные ощущения или боль в нижних конечностях, а также голово­кружение и сонливость. Наиболее серьезные (хотя и редко встречающиеся) осложнения при приеме метисергида, которые также могут встречаться при приеме метилэргоновина — развитие ретроперитонеального, легочного или эндокардиального фиброза (эти осложне­ния встречаются с частотой 1 /1500-1 / 5000). Так как метисергид и метилэргоновин относят­ся к производным эрготамина и могут вызывать сужение сосудов, они не должны назначаться совместно с триптанами. Доза метилэргонови­на при профилактическом лечении мигрени со­ставляет 0,2 мг 3 раза в день.

Ципрогептадин — антигистаминный препа­рат старого поколения — также относится к ан­тагонистам 5-НТ2-рецепторов. Эффективность этого препарата при мигрени установлена только решением экспертов. Распространен­ные побочные эффекты включают седативный эффект, повышение веса и сухость во рту. Доза ципрогептадина, эффективная для профилак^ тики мигрени, составляет 4-8 мг (препарат назначается 1 раз в день, перед сном). Обычно этот препарат применяется в качестве допол­нительной терапии.

Пизотифен — препарат, сходный с ципро-гептадином — зарегистрирован для профилак­тического лечения мигрени в Великобритании. Препарат может вызывать значительное повы­шение веса и сонливость.

11. Ботулотоксин — нейротоксин ботулиз­ма типа А — зарегистрирован в США для лече­ния блефароспазма и для косметической кор­рекции морщин в области лба. Ботулотоксин А ингибирует высвобождение ацетилхолина на уровне нервно-мышечного синапса, оказывая блокирующее влияние на сокращение попереч­но-полосатых мышц. Однако ботулотоксин А может также уменьшать боль при различных болевых синдромах, независимо от его мы-шечно-паралитического действия, вероятно, за счет уменьшения высвобождения кальцито-нин ген-родственного пептида и уменьшения выраженности воспалительного и сосудистого компонентов мигрени.

Типичный протокол лечения включает вве­дение 100 ЕД ботулотоксина А симметрично в область переносицы, лобные, височные мыш­цы, трапециевидную мышцу и другие мышцы шеи. Побочные эффекты носят транзиторный характер и могут включать слабость мышц лба, птоз и локальную боль (в области введения). Инъекции могут повторяться каждые 3-6 мес. в случае положительного эффекта, который исчезает через 3-6 мес. после введения препа­рата. Эффективность ботулотоксина для про­филактики мигрени пока не имеет надежных доказательств, и крупномасштабные междуна­родные рандомизированные контролируемые исследования в настоящее время находятся в процессе проведения.

12. Тизанидин. Тизанидин — пресинапти-ческий агонист а2-адренорецепторов. Считает­ся, что механизм действия препарата связан с уменьшением высвобождения норадренали­на в верхних дорсальных отделах ствола голов­ного мозга. Таким образом, профилактическое действие этого препарата при мигрени может быть основано на уменьшении центральной возбудимости. В одном рандомизированном контролируемом исследовании тизанидин ока­зался эффективным для профилактики хрони­ческой ежедневной головной боли. Наиболее распространенные побочные эффекты вклю­чают сонливость, астещио, головокружение и сухость во рту и описаны менее чем у 10% пациентов. В связи с выраженным седативным эффектом лечение необходимо начинать с низ­ких доз — 2-4 мг, с дальнейшим постепенным повышением дозы (терапевтическая доза ва­рьирует от 2 до 24 мг). Так как в редких случа­ях терапия тизанидином может привести к токсическому поражению печени, необходи­мо контролировать уровень препарата в крови.

13. Петазин. Петазин и его эфиры содер­жатся в экстракте из растения Белокопытника гибридного — Petasites hybridus (пентабел), произрастающего по всей Европе и в части Азии. Этот препарат выпускается в Германии для лечения мигрени. Вероятно, действие пре­парата связано с регуляцией кальциевых кана­лов и подавлением воспалительного процесса. Хотя корень этого растения обладает токсиче­ским действием, экстракт Petadolex одобрен для применения регуляторными органами Германии и признан безопасным препаратом. Результаты двух рандомизированных контро­лируемых исследований позволяют предполо­жить эффективность препарата для эпизоди­ческой профилактики мигрени, оптимальная доза препарата в более крупном исследовании составила 150 мг/сут.

ПРИЧИНЫ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ мигрени

В случае отсутствия эффекта от лечения все клинические случаи можно разделить на пять категорий:

  1. Неполный или неправильный диагноз.
  2. Неправильно определены важные про­воцирующие факторы (например, не ди­агностировано заболевание, лежащее в основе головной боли, или злоупотре­бление анальгетиками).
  3. Неадекватная фармакотерапия.
  4. Неадекватное нефармакологическое лечение.
  5. Другие факторы, которые играют роль в развитии резистентности к лечению, например сопутствующие заболевания или нереалистичные ожидания.

Наиболее рациональным подходом к лече­нию больных с мигренью считается купирова­ние острых приступов головной боли при помо­щи специфичных для мигрени лекарственных препаратов. При высокой частоте приступов рекомендуется профилактическое лечение ми­грени; выбор препарата зависит от сопутству­ющих соматических и психических заболева­ний пациента.

 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры