Повреждение мочеточника чаше наблюдают после онкогимикологических операций, осуществляемых по поводу злокачественных опухолей матки. Рост опухоли приводит к дислокации крупных маточных сосудов и мочеточников, увеличивая риск их повреждения во время расширенной гистерэктомии. Перитонизация тазовой брюшины и прошивание воронкотазовой связки могут повлечь за собой частичное или полное повреждение мочеточника. Практика показывает, что среди причинных факторов, способствующих случайной травме мочеточника, главное место занимает массивное кровотечение, которое нерелко принимает угрожающий характер и осложняет технику выполнения гистерэктомии. Поиск источника кровотечения и желание немедленно yciранить возникшее осложнение сопровождаю к-ц захватом и зажимы и прошиванием кровоточащих сосудов в юне оперативного вмешательства. Экстренно принимаемые меры по обеспечению гемостаза в операционной ране нередко припп шг к не рас по тайному вовремя повреждению мочеточника.
Характер итрогенной травмы мочеточника может быть разным: размозжение, рассечение (частичное или полное к прошивание и перевязка лигатурой. Отсюда и разные варианты клинического течения и проявления травмы мочеточника. Опыт показывает, что чаще всего нераспознанным в ходе операции является обструктивное повреждение мочеточника, поскольку оно не сопровождается истечением мочи в операционную рану. Этот вид ятрогенной травмы мочеточника диагностирую; как правило, на 5—7-е сутки после операции и позже, когда на фоне относительно благополучного течения послеоперационного периода появляются симптомы обструкции верхних мочевых путей.
В таких случаях обращают на себя внимание ощущение дискомфорта и боль разной интенсивности в поясничной области, повышение температуры тела, озноб и другие признаки острого пиелонефрита. Пальпация почки на стороне поражения мочеточника умеренно болезненна, симптом Пастернацкого положительный. Ультразвуковое сканирование выявляет расширение чашечно-лоханочной системы почки и прилоханочного отдела мочеточника, утолщение и отек почечной паренхимы.
Для выявления обструкции верхних мочевых путей необходимы экскреторная урография, цистоскопия и катетеризация мочеточника. На урограммах обращает на себя внимание резкое угнетение секреторной функции или отсутствие выделения рентгеноконтраст-ного вещества почкой. Тень почки в этих случаях значительно увеличена. Выраженное расширение, деформация чашечно-лоханочной системы почки и мочеточника выявляют на поздняя урограммах, через 1,5—2 ч после внутривенного введения рентгеноконтрастного вещества. Расширенный мочеточник приобретает извитую форму с фиксированными коленообразными изгибами, расположенными преимущественно в верхней его трети. При хромоцистоскопии устье поврежденного мочеточника зияет и подтянуто кверху, не сокращается, выделение индигокармина из него отсутствует. Катетер, проведенный в устье мочеточника, встречает непреодолимое или с трудом преодолимое препятствие.
J. Cibert (1957) приводит несколько собственных наблюдений, в которых лигатура мочеточника клинически проявлялась стойкой артериальной гипертензией.