Факторами, способствующими возникновению разных форм отклоняющегося поведения, в том числе и наркотизации, являются семейное неблагополучие, неадекватное воспитание, особенности характера и свойственные подросткам формы поведения. Психологическая напряженность в семье, конфликты между родителями, как правило, идут рука об руку с неправильными типами воспитания. Дети в этих семьях не только не чувствуют тепла и сердечного внимания к себе, но зачастую живут в обстановке эмоционального отвержения и безнадзорности. Социально дезадаптированными могут оказаться подростки, воспитывающиеся в условиях не только гипо-, но и гиперпротекции. И в том, и в другом случае дезадаптация, вызванная семейным неблагополучием, может вывести подростка на ситуации, в которых знакомство с наркотиком становится почти неизбежным. Весьма полезны на этом этапе нарконастороженность родителей и педагогов, усвоенный ими с помощью медиков психонаркологический минимум, умение распознать наркотическое опьянение.
Тип личности подростка определяет мотив интереса к наркотикам. Легко адаптируясь в асоциальной компании, жизнелюбивые гипертимы в стремлении получить все радости от жизни без колебаний принимают наркотики. Предпочитают гашиш, эфедрин. Мотивом употребления наркотиков шизоидными подростками является возможность облегчить контакт со сверстниками. Шизоидные подростки увлекаются восточной философией и религией и образуют группу риска по употреблению гашиша и опиатов. Часто прибегают к употреблению наркотиков эпилептоид- ные подростки, предпочитая опиаты, барбитураты, транквилизаторы. Легко формируется наркомания у подростков неустойчивого типа. Мотивом поведения неустойчивых личностей (в том числе наркотизации) служит жажда новых впечатлений и удовольствий. Конформные подростки употребляют наркотики, солидаризируясь с большинством группы, желая не отстать от товарищей. Истероидные личности могут преувеличивать факты наркотизации, рассказывают об огромных дозах наркотиков, якобы имевших место приемах ЛСД, героина, кокаина. Для того чтобы показать себя бывалыми наркоманами, делают себе татуировки соответствующего содержания и пр. В действительности клинические наркоманы среди истероидных подростков встречаются нечасто, что может быть объяснено присущими им трусоватостыо и достаточно «нежным» к себе отношением. Подростки сенситивного и психастенического склада наркотики обычно не употребляют. Все вышеупомянутое мотивы, а базовые причины наркотизации, как и пьянства, — бездуховность, безделье и неумение себя занять.
В формировании наркомании прослеживается несколько этапов. После отдельных эпизодов употребления разных «психоактивных» веществ подросток, стремясь испытать новые ощущения, ищет новые наркотические вещества и начинает отдавать предпочтение излюбленному наркотику, дающему наиболее приятные ощущения. Происходит переход от полинаркотизма к мононаркотизму. При появлении психической и физической зависимости от наркотика микросоциальные факторы, во многом определяющие тип наркотика, ритм его приема, перестают играть существенную роль, и в динамике наркомании отражаются присущие ей закономерности.
Первым наркотиком, к которому прибегают подростки, чаще всего бывает гашиш, как более доступный и «безобидный». Курят его обычно в группе, сочетая иногда с алкоголем. Иногда при наличии опытного друга-наркомана подростки начинают наркотическую карьеру с употребления опиатов. Наблюдается увеличение ассортимента употребляемых веществ, формирование стереотипа употребления; наркотизация становится элементом образа жизни и тесно связана с групповыми стандартами поведения. Прием наркотиков на этом этапе имеет целью оживить общение, умножить удовольствие от прослушиваемой музыки. Подростки делятся впечатлениями друг с другом о пережитых состояниях. Престижным считается знакомство с мощным наркотиком.