Напишите нам

Поиск по сайту

Как и при употреблении алкоголя, мы встречаемся с групповой зависимостью, когда потребность в приеме нар­котика возникает только в группе и является средством принадлежности к ней. Уже на этом этапе может наблю­даться характерологическая трансформация. Подростки становятся раздражительными, вспыльчивыми, лживыми, требуют карманных денег, на которые приобретают нужные им наркотики. Популярные у детей и младших подростков ингалянты сменяются на гашиш и опиаты. Длительность первого этапа до полугода. Практикуемое в дальнейшем употребление предпочитаемого наркотика связано с ге­донистической мотивацией — стремлением получить на­слаждение. Употребление с этой целыо опиатов и эфедрона способствует особенно быстрому формированию нарко­мании. -Признаками развивающейся наркомании являются значительное повышение толерантности, появление психи­ческой и физической зависимости, когда наркотик использу­ется не только для достижения «кайфа», но и как лекарство для снятия эмоционального напряжения и других тягост­ных ощущений. С формированием физической зависимо­сти наркотик становится совершенно необходимым для купирования абстиненции, проявляющейся бессонницей, мучительными болями в мышцах спины и икроножных мышцах, диспептическими расстройствами. Для обозначе­ния абстинентных симптомов наркоманы пользуются тер­мином «ломка».

Утрачиваются положительные установки, прежние ин­тересы, способность к сопереживанию, чувство долга, от­ветственности, эмоциональные привязанности. Острая потребность снять абстиненцию («раскумариться») толка­ет подростка на криминальные способы добычи наркотика или денег на его приобретение. Утрата высших эмоций вме­сте со склонностью к криминальному поведению обуслов­ливают достаточно быструю социальную дезадаптацию.

Обследование подростка, подозреваемого в употребле­нии наркотиков, начинается с опроса. Подростковый врач должен так построить беседу с подростком, чтобы вызвать у него желание быть откровенным. Мотивами лжи наркома­нов могут быть страх перед санкциями, нежелание выдать сообщников, протест в связи с фактом принудительной доставки к врачу родителями или полицией. В случаях са­мостоятельного прихода к врачу нередко выясняется, что подросток привлекается к административной или уголов­ной ответственности. Аггравация наркомании может иметь целью уклонение от призыва в армию, Вопросы о родите­лях, психологическом климате в семье нужно задавать в деликатной форме. Беседа о школьных делах, ориентирую­щая врача об уровне знаний, должна быть прекращена, если подросток затрудняется в ответах. Подростковый врач обя­зан разузнать о внешкольных интересах: любимых певцах, музыкальных группах и сам в этом проявить определенную эрудицию. Если подросток отрицает знакомство с наркоти­ками, врач может сообщить некоторые широко известные сведения по этой проблеме и по реакции подростка опреде­лить степень его осведомленности. Об источниках снабже­ния наркотиками в первых беседах лучше не расспрашивать, так как это может нарушить контакт. Подростковый врач должен знать жаргон наркоманов, но пользоваться им нель­зя, так как подросток может воспринять это как неискрен­нее заигрывание с ним и потерять доверие к врачу. Знание подростком жаргона не является диагностическим крите­рием. Распространенность жаргона шире, чем употребление наркотиков.

До беседы с подростком врач должен ознакомиться с объективными сведениями от родителей, выяснить особен­ности развития и характера пациента, модель воспитания, усвоение подростком школьной программы, поведение в конфликтной ситуации. Кроме этого необходимо узнать о необычных состояниях подростка, которые могут расцени­ваться как наркотическое опьянение. Сведения, сообщае­мые родителями, иногда необъективны, так как родители могут отрицать очевидные факты, опасаясь постановки на наркологический учет, или, наоборот, потеряв контроль за подростком, утяжелить наркологический анамнез в на­дежде на госпитализацию. Характеристики с места учебы имеют ценность, если составлены не формально. Следует избегать авторитарной формы ведения беседы, произнесе­ния прописных истин.

При осмотре заметны бледность, темные круги под глаза­ми,, ярко-красные губы («грим клоуна»), что весьма харак­терно для наркоманов. Особое внимание нужно обратить на следы от внутривенных инъекций, так называемые дорож­ки по ходу вен на предплечьях и кистях, флебиты. Лечение абстинентного синдрома должно проводиться психиатром- наркологом в специализированном учреждении.

 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры