Как и при употреблении алкоголя, мы встречаемся с групповой зависимостью, когда потребность в приеме наркотика возникает только в группе и является средством принадлежности к ней. Уже на этом этапе может наблюдаться характерологическая трансформация. Подростки становятся раздражительными, вспыльчивыми, лживыми, требуют карманных денег, на которые приобретают нужные им наркотики. Популярные у детей и младших подростков ингалянты сменяются на гашиш и опиаты. Длительность первого этапа до полугода. Практикуемое в дальнейшем употребление предпочитаемого наркотика связано с гедонистической мотивацией — стремлением получить наслаждение. Употребление с этой целыо опиатов и эфедрона способствует особенно быстрому формированию наркомании. -Признаками развивающейся наркомании являются значительное повышение толерантности, появление психической и физической зависимости, когда наркотик используется не только для достижения «кайфа», но и как лекарство для снятия эмоционального напряжения и других тягостных ощущений. С формированием физической зависимости наркотик становится совершенно необходимым для купирования абстиненции, проявляющейся бессонницей, мучительными болями в мышцах спины и икроножных мышцах, диспептическими расстройствами. Для обозначения абстинентных симптомов наркоманы пользуются термином «ломка».
Утрачиваются положительные установки, прежние интересы, способность к сопереживанию, чувство долга, ответственности, эмоциональные привязанности. Острая потребность снять абстиненцию («раскумариться») толкает подростка на криминальные способы добычи наркотика или денег на его приобретение. Утрата высших эмоций вместе со склонностью к криминальному поведению обусловливают достаточно быструю социальную дезадаптацию.
Обследование подростка, подозреваемого в употреблении наркотиков, начинается с опроса. Подростковый врач должен так построить беседу с подростком, чтобы вызвать у него желание быть откровенным. Мотивами лжи наркоманов могут быть страх перед санкциями, нежелание выдать сообщников, протест в связи с фактом принудительной доставки к врачу родителями или полицией. В случаях самостоятельного прихода к врачу нередко выясняется, что подросток привлекается к административной или уголовной ответственности. Аггравация наркомании может иметь целью уклонение от призыва в армию, Вопросы о родителях, психологическом климате в семье нужно задавать в деликатной форме. Беседа о школьных делах, ориентирующая врача об уровне знаний, должна быть прекращена, если подросток затрудняется в ответах. Подростковый врач обязан разузнать о внешкольных интересах: любимых певцах, музыкальных группах и сам в этом проявить определенную эрудицию. Если подросток отрицает знакомство с наркотиками, врач может сообщить некоторые широко известные сведения по этой проблеме и по реакции подростка определить степень его осведомленности. Об источниках снабжения наркотиками в первых беседах лучше не расспрашивать, так как это может нарушить контакт. Подростковый врач должен знать жаргон наркоманов, но пользоваться им нельзя, так как подросток может воспринять это как неискреннее заигрывание с ним и потерять доверие к врачу. Знание подростком жаргона не является диагностическим критерием. Распространенность жаргона шире, чем употребление наркотиков.
До беседы с подростком врач должен ознакомиться с объективными сведениями от родителей, выяснить особенности развития и характера пациента, модель воспитания, усвоение подростком школьной программы, поведение в конфликтной ситуации. Кроме этого необходимо узнать о необычных состояниях подростка, которые могут расцениваться как наркотическое опьянение. Сведения, сообщаемые родителями, иногда необъективны, так как родители могут отрицать очевидные факты, опасаясь постановки на наркологический учет, или, наоборот, потеряв контроль за подростком, утяжелить наркологический анамнез в надежде на госпитализацию. Характеристики с места учебы имеют ценность, если составлены не формально. Следует избегать авторитарной формы ведения беседы, произнесения прописных истин.
При осмотре заметны бледность, темные круги под глазами,, ярко-красные губы («грим клоуна»), что весьма характерно для наркоманов. Особое внимание нужно обратить на следы от внутривенных инъекций, так называемые дорожки по ходу вен на предплечьях и кистях, флебиты. Лечение абстинентного синдрома должно проводиться психиатром- наркологом в специализированном учреждении.