Невротическое заикание возникает в прямой связи с психической травматизацией как проявление системного речевого невроза. Критериями невротического заикания являются:
- Несомненная связь с острой или хронической психо- травматизацией, определяющей острое или постепенное начало заикания.
- Выраженная динамичность невротического заикания с чередованием обострений и улучшений при отчетливой связи ухудшения с эмоциональным напряжением, повторными психотравмами и пубертатным периодом.
- Отчетливая связь состояния речи с ситуацией (усиление заикания в школе, общественных местах, перед незнакомыми людьми, при фиксации внимания на речи).
- Преобладание тонического компонента речевых судорог.
- Невротическое переживание дефекта речи, часто со страхом ответа у доски, публичного выступления.
- Вторичные подавленность, неуверенность, стремление к уединению.
Невротическое заикание возникает после сильного эмоционального потрясения, в связи с агрессией со стороны животного или человека, при падении с высоты или в воду, в катастрофах (ДТП, пожар), при угрожающем поведении взрослых, то есть при внезапном задействовании инстинкта самосохранения. Способствовать появлению заикания может неблагоприятный «речевой климат» в виде перегрузки информацией, попыток форсировать темп речевого развития, резкой смены требований к речевой деятельности или просто чрезмерной требовательности родителей к речи ребенка. Определенная роль в патогенезе некоторых ранних случаев заикания принадлежит механизму фиксации физиологических задержек и запинок речи при ее становлении, но в целом патогенез заикания изучен мало. Динамика заикания разнообразна.
Начальный этап может протекать в форме острой невротической реакции, которая возникает по выходе из аффективно-шоковой реакции, связанной с сильным испугом, особенно в случаях реактивного мутизма. При длительных психотравмирующих ситуациях, а также при неблагоприятном речевом климате начальный этап проявляется эпизодическими запинками в речи. Далее может наблюдаться либо обратное развитие заикания, либо его фиксация на основе закрепления. Развивается логоневроз, в структуру которого помимо заикания входят астенические, фобические, субдепрессивные компоненты.
Течение волнообразно с усилением заикания при любых психотравмах или при эмоциональном напряжении, например в начале школьного обучения, во время экзаменов. Усиление заикания возможно в подростковом возрасте в связи с обострением реакции личности на дефект речи. В этом возрасте усиливается логофобия, может быть сниженным настроение.
Таким образом, невротическое заикание имеет затяжное рецидивирующее течение. В постпубертатном возрасте прослеживается тенденция к сглаживанию и даже исчезновению заикания. В отличие от невротического заикания, при неврозоподобном заикании резидуально-органического происхождения наблюдается постепенное развитие заикания на фоне задержки речевого развития (замедленном его темпе, косноязычии). Нет указаний на психотравмы, предшествующие заиканию. Клонический компонент преобладает над тоническим. Реакция личности на дефект отсутствует вплоть до пубертатного возраста. Отмечается органический психический фон, нередко рассеянная неврологическая симптоматика. Возможны органические изменения на электроэнцефалограмме, признаки гидроцефалии на рентгенограмме черепа.
Динамика неврозоподобного заикания отличается монотонностью, отсутствием резких колебаний в интенсивности заикания, свойственных невротическому заиканию, ухудшением состояния речи при инфекциях и др. соматических болезнях. При спотыкании (poltern) нет расстройства речи судорожного характера, а есть расстройства темпа и ритма речи (ускоренная, неравномерная по ритму, захлебывающаяся речь) с нарушениями артикуляции (смазанность речи).
При спотыкании основная роль отводится остаточным явлениям органического поражения головного мозга.