Среди припадочных состояний, встречающихся только у детей и подростков, особого внимания заслуживают самые неблагоприятные в прогностическом отношении пропульсивные припадки. Другие их названия — молниеносные и кивательные припадки, инфантильные спазмы, сгибательные спазмы, клевки и кивки.
Молниеносные припадки (Blitz-krampf), клевки — это резкие внезапные судорожные импульсы, выражающиеся в стремительном броске головы и туловища вперед, с вытягиванием вперед или разведением в стороны рук. Кто видел припадок, сразу вспомнит сходство с клевком. При падении больные расшибаются. Длительность — мгновение. Сопровождаются относительно глубоким помрачением сознания и заканчиваются короткой, но отчетливой послепри- падочной разбитостью. Клевки протекают в виде отдельных приступов, до 10-15 раз в течение дня.
Кивательные припадки (Nick-krampf) или кивки — это приступы с меньшей интенсивностью и распространенностью судорожного импульса, проявляются они наклоном головы либо головы и лишь верхней части туловища и отсутствием заметных послеприпадочных нарушений.
Нередко эти припадки протекают сериями, после которых может наблюдаться оглушение.
Салаамовы приступы (Salaam-krampf) описываются в виде постепенных тонических наклонов головы и туловища вперед, напоминающих восточное приветствие, откуда и получили свое название. Длительность приступа 1-2 секунды, сознание сохраняется.
К пропульсивным относят клинически практически неотличимые от клевков и вполне могущие быть отождествленными с ними молниеносные вздрагивания (secousses) — мгновенные общие вздрагивания с толчкообразным разведением или вскидыванием вверх рук — и так называемые астатические (атонические) припадки, при которых вместе с внезапным выключением сознания утрачивается тонус мышц, больной падает, но тут же встает.
Все эти припадки идут с большой частотой. На электроэнцефалограмме гипсаритмия — беспорядочные, меняющиеся в локализации фокусы. Все виды пропульсивных припадков возникают до трех лет, часто на первом году жизни. Крайне злокачественны, приводят к грубой дезорганизации психики в виде слабоумия глубоких степеней и моторики с утратой статических навыков (стояния и даже сидения), падением мышечного тонуса, развитием атонически-астатического синдрома Ферстера.
Первые успехи в лечении пропульсивных припадков связаны с использованием АКТГ, что было научно обосновано и впервые в СССР внедрено в практику сотрудниками кафедры психиатрии Ленинградского педиатрического медицинского института Б.В. Воронковым и И.С. Введенской в 60-е годы XX века. Сообщения об этой работе были опубликованы тогда же в журнале им. С.С. Корсакова. Многие сегодняшние исследования подтверждают участие АКТГ в патогенезе пропульсивных припадков у детей и эффективность кортикотропина в их лечении.