Эпилепсия — нервно-психическое заболевание, которое проявляется повторными приступами расстройств сознания или витальной эмоциональности с судорогами или без них, имеет прогредиентное течение и приводит к нарастающим изменениям личности или специфическому эпилептическому слабоумию.
Самым известным проявлением эпилепсии как у взрослых, так и у детей являются припадки, для которых характерны внезапность начала и окончания, выключение или изменение сознания, кратковременность, повторяемость, стереотипность.
Любая классификация приблизительна и не может охватить богатство и разнообразие реальной действительности, и чем строже следовать классификационной схеме, тем скорее за ее рамками останется множество «атипичных» случаев. Припадочные состояния у детей можно условно разделить на две группы: встречающиеся и у взрослых, но с особенностями, присущими детскому возрасту, и характерные почти исключительно для детей и подростков в определенные возрастные периоды. Не следуя какому- либо конкретному принципу (этиопатогенетическому, клиническому, возрастному, электрографическому и т.п.), а исключительно для простоты и удобства в первой группе можно выделить судорожные и бессудорожные формы. Судорожные — grand mal, абортивный тонический, абортивный клонический, джексоновский моторный, адверсив- ный. Бессудорожные — абортивная аура, малый припадок, эпилептический автоматизм (психомоторный, психосенсорный), психический эквивалент (расстройства сознания, настроения), джексоновский сенсорный.
Картина генерализованного судорожного приступа (большой, grand mal) хорошо описана в руководствах по психиатрии и неврологии. Детям свойственна относительно большая выраженность и продолжительность тонической фазы. Кроме того, особенно в раннем возрасте, припадок в целом может быть дольше, чем у более старших, и судороги не всегда симметричны. В ряде случаев у одного и того же больного преобладают то справа, то слева.
Абортивные (прерванные, неполные, незавершенные) припадки часто наблюдаются у лете# в начале болезни. Нередко в процессе лечения большие судорожные припадки трансформируются в абортивные, что считается признаком положительной динамики. При абортивных припадках одна из фаз не выражена, иногда судороги не генерализуются (ограничиваются мимической мускулатурой, мышцами шеи, рук).
Джексоновские припадки (моторные) — следствие эпилептического разряда в двигательной коре одного из полушарий. При типичном джексоновском припадке — клонические судороги. Начинаются они, в зависимости от локализации очага в правой или левой передней центральной извилине, с судорог в той или иной области конечности (пальцы руки, ноги), лицевой мускулатуры справа или слева и с развитием припадка могут распространяться, вовлекая другие двигательные области коры. Если судороги носят местный характер, то сознание сохраняется. Джексоновский припадок у детей может проявляться не клонической, а тонической судорогой, охватывающей конечность или половину тела, но чаще мы видим у детей лишь джексоновское начало, а в связи со склонностью детского мозга к иррадиации возбуждения джексоновский припадок обычно генерализуется в grand mal.
Одной из форм частичных судорожных припадков являются адверсивные: поворот в ту или другую сторону головы и, обычно, глазных яблок. Иногда адверсией охватывается все туловище. Часто адверсия переходит в общий припадок. Адверсивные припадки возникают при очаге в премотор- ной зоне лобной коры противоположного полушария.
Среди бессудорожных форм следует отметить малый припадок (petit mat), который выражается во внезапной кратковременной утрате сознания без нарушения статики и практически без двигательной компоненты (могут быть лишь минимальные подергивания мимических мышц). Именно так описывал малые приступы В. Говере. При малых припадках эпилептический очаг в верхних отделах ствола в системе нейронов, симметрично соединяющихся с обоими полушариями мозга в центрэнцефалической системе. В. Леннокс и Д. Янц относят к малым и пропульсивные, и миоклонические, и ретропульсивные, то есть припадки разной природы, объединенные признаком «бессудорожно- сти». А. Крайндлер включает в понятие «малые припадки» все пароксизмальные явления с внезапными расстройствами сознания и причисляет к малым также психомоторные и психосенсорные приступы. Вряд ли это целесообразно, поскольку получается, что всё, что не большое — то малое. Это не способствует единому представлению о клинике малых припадков.