Эпилептическая деградация при злокачественном течении нарастает катастрофически. С.С. Мнухин выделяет два типа эпилептической деградации — интеллектуальный (оглушенный) и характерологический (дисфорический). При оглушенном варианте грубо расстраиваются память, точность восприятия, внимание становится быстро истощаемым. Мышление с тенденцией к конкретности. Работоспособность резко снижена. Постоянна легкая степень оглушения. Характерологические изменения, безусловно, присутствуют, но как бы затушевываются, перекрываются выходящим на передний план слабоумием.
При дисфорическом варианте на первый план выступают грубые изменения личности. Постоянен накал, готовность к конфликтам, взрывам ярости; дисфории близки к субпсихотическим состояниям. Именно дисфорический вариант злокачественного течения эпилепсии оказывается поставщиком бредовых эпилептических психозов. Интеллектуальные расстройства при дисфорическом варианте достаточно рельефны, но перекрываются резкими характерологическими изменениями. Остаются не совсем понятными причины описанной дихотомии при эпилептической деградации. Генетической связи вариантов злокачественного течения с преобладанием эндо- или экзогенных воздействий не прослеживается.
В связи с различными взглядами эпилептологов на этиологию и патогенез эпилепсии общепринятой ее классификации нет. Существующие группировки эпилепсии основаны на разных принципах — этиологическом, клиническом, патогенетическом, электрофизиологическом и др. Одни исследователи выделяют генуинную и симптоматическую эпилепсию, другие классифицируют ее в зависимости от преобладания судорожных и бессудорожных картин приступов, третьи — по частоте припадков, по возрасту их возникновения и т.д. Из современных классификаций можно упомянуть классификацию В. Пенфилда и Т. Эриксона, выделяющих собственно эпилепсию (без морфологического субстрата) и эпилептиформные синдромы при органических болезнях мозга, причем первую группу они расширяли, включая в нее, кроме генуинной эпилепсии, пароксизмы при лихорадке, токсикозах, гипогликемии.
Руководствуясь патогенетическим принципом, Ц. Сервит делит эпилепсию на первичную с преобладанием судорожной готовности, вторичную или очаговую с эпилептоген- ным очагом органического происхождения и фокальными приступами и рефлекторную, главное при которой повышенная чувствительность периферического или коркового отдела соответствующего анализатора. Главный недостаток этой группировки заключается в отсутствии полноценной клинической характеристики выделенных форм.
Д. Янц строит свою классификацию в соответствии с клинико-эволюционным и синдромальным принципами. Исходя из положения, что разные припадки свойственны разному возрасту, он выделяет младенческую эпилепсию с пропульсивными припадками, раннюю детскую — с акинетическими и миоклоническими приступами, школьную — с пикнолептическими и юношескую — с импульсивными припадками. Кроме того, по клинической картине рубрифи- цированы: эпилепсия с психомоторными, большими судорожными и кортикальными (джексоновскими, сенсорными и адверсивными) припадками.
На клинико-феноменологическом принципе построена классификация В. Леннокса. Выделена группа малых припадков, вместившая в себя пикнолептические и эпилептические абсансы, миоклонические и пропульсивные припадки, то есть припадки разной природы. Далее идут группы судорожных, психомоторных, диэнцефальных и рефлекторных припадков. Нет единого критерия выделения групп. Три первые группы выделены по клинико-феноменологическому принципу, четвертая — по локализации, пятая — на основе механизма возникновения.
П.М. Сараджишвили делит эпилепсию на генерализованную и фокальную с большим числом подгрупп. Основной недостаток ее — громоздкость. В клиническом обиходе стали пользоваться терминами «генерализованная» и «фокальная» эпилепсия, причем генерализованную нередко отождествляют с генуинной, а фокальную — с симптоматической или даже с парциальной — джексоновской. Это неправильно. Генерализованная и фокальная разновидности выделены электрофизиологами на основании данных электроэнцефалографии. При генерализованной эпилепсии ЭЭГ-патология носит диффузный характер, при фокальной — на ЭЭГ видны очаговые изменения. С точки зрения клинициста, их нельзя противопоставлять, так как при общей или генерализованной эпилепсии часто обнаруживается очаговость, связанная с эпилептогенным очагом. Фокальность может проявиться в ауре, самом припадке и постприпадочных выпадениях. Фокальная эпилепсия, как всякая другая, может быть генуинной и так называемой симптоматической. Даже электрофизиологические изменения не дают оснований для противопоставления генерализованной и фокальной эпилепсии. А. Крейндлер пишет, что нередко встречается генуинная фокальная эпилепсия, при которой электроклиническая очаговость сочетается с клиникой генуинной эпилепсии. Сам П.М. Сараджишвили говорит о большой частоте очаговости судорог в мозговых полушариях при генерализованности ЭЭГ-картины.
Задолго до электроэнцефалографической эры М.И. Аст- вацатуров указывал, что даже джексоновские приступы могут быть проявлением генуинной эпилепсии, что характер судорог (местные они или общие) не имеет решающего значения в вопросе о природе эпилепсии, а С.Н. Давиденков полагал, что вообще, может быть, не существуют нефокальные эпилептический припадки, что при всякой эпилепсии имеется область, где начинается эпилептическое возбуждение, а с другой стороны, где бы ни была локализована эпи- лептогенная зона, на судорожный разряд всегда реагирует весь мозг. В строгом смысле, не существует чисто фокальных или чисто общих эпилепсий.