Для уточнения диагноза используют электроэнцефалографию. Этот метод часто позволяет судить не только о локализации очага пароксизмальной активности, но и об органическом его характере. Кроме того, электроэнцефалография позволяет уточнить характер припадков и выявить припадки, если они протекают субклинически, то есть без внешних проявлений.
Наиболее значимыми для детского психиатра припадочными состояниями, которые следует отграничивать от эпилепсии, являются:
- Приступы спазмофилии, которые проявляются тонической судорогой и встречаются на первом году жизни. Спазмофилия существует, но это вещь редкая. Припадки при ней сезонные, сознание угнетено незначительно. Приступы начинаются с ларингоспазма, кисти рук принимают положение «руки акушера», повышается нервно-мышечная возбудимость (симптомы Труссо, Хвостека, Эрба, Маслова). Практика показывает, что эпилептические приступы в раннем детстве часто трактуются как спазмофилия. Если спазмофилия продолжается после года, то это, вероятнее всего, не спазмофилия, а начало эпилепсии.
- Фебрильные судороги появляются при высокой температуре чаще в первые годы жизни. Если судорожные реакции возникают только при повышении температуры, диагноз эпилепсии неправомерен. Другое дело, если лихорадка — компонент самого припадка, имеющего гипоталамическое происхождение.
- Алиментарные судороги связаны с интоксикацией при пищевом отравлении. Надо иметь в виду, что если судорожные состояния возникают только в связи с экзогенными вредностями, то это не эпилепсия. С другой стороны, дети, которые легко реагируют на экзогенные вредности судорогами, должны находиться под наблюдением невролога или эпилептолога.
- Аффективно-респираторные судороги возникают в возрасте от года до четырех лет под влиянием раздражения, гнева, при крике, плаче. Ребенок «заходится», дыхание задерживается, появляется тоническое напряжение мышц, сознание утрачивается, наступает обездвиженность с расслаблением мускулатуры. Длительность около минуты. Этих детей нужно лечить как невропатов с мягкой органической «почвой».
- Истерические припадки чаще сопровождаются тонической судорогой. Они ситуационно обусловлены, используются для привлечения внимания, в двигательных проявлениях — элементы театральности, демонстративности. Сохраняется зрачковая реакция на свет, нет прикуса языка. Никогда не возникают во сне. Личность часто истероидного склада.
- Симптоматические припадки, встречающиеся на фоне мозговых инфекций, при травмах, новообразованиях головного мозга и т.д., не должны рассматриваться как эпилепсия. Диагноз органического процесса, порождающего эпилептиформный синдром, базируется на очаговом характере аур и припадков, неврологических и параклинических (ликвор, томография, ЭЭГ, ЭХО- и ангиография) данных, а также на оценке особенностей слабоумия и изменений личности, которые развиваются не по эпилептическому, а по органическому типу.
Как и многие десятилетия тому назад, несмотря на все усилия эпилептологов, ни один из аспектов проблемы эпилепсии не перестал быть дискуссионным. Нет общепринятого определения эпилепсии, нет единства в понимании природы, то есть причин и механизмов этого тяжелого хронического, сопоставимого по длительности с самой жизнью заболевания. Отсутствуют единые прогностические критерии, нет единообразия в оценке клинических проявлений и лабораторных показателей. Для одних исследователей эпилепсия — это отдельная болезнь с характерной только для нее клинической картиной, другие допускают существование множества эпилепсий разнообразного генеза (основание для диагноза — наличие повторяющихся припадков), включая в круг эпилепсии припадочные состояния вследствие травм, инфекций, дегенерации и т.д. Совершенно неоправданной представляется тенденция считать эпилепсией все болезни с пароксизмальной симптоматикой (стенокардию, мигрень, различные колики и пр.). Как говорил крупнейший эпилептолог С.С. Мнухин, все эпилептическое пароксизмально, но не все пароксизмальное есть эпилепсия. Факт пароксизмальности для диагноза эпилепсии менее значим, нежели картина пароксизмов и контекст, в котором они выступают.