Жизнь и смерть понятия неразделимые. Полностью противоположные с точки зрения медицины. Второе как неизбежное продолжение первого.
Основной задачей медицины во все времена было предотвращение и лечение любых известных и неизвестных науке заболеваний. Особо пристального внимания всегда заслуживали жизнеопасные заболевания. Чёрной заразной тенью они идут в ногу со временем вместе с развитием человечества. От этого никуда не деться, вечная погоня новейших методов борьбы с болезнями никогда не закончится. Напасти меняются, и лишь число умерших статистически напоминает человечеству об успехах в бесконечном поединке со смертью.
Что же делать, когда смерть неизбежна? Тяжесть некоторых заболеваний и неизбежность диагноза еще издавна способствовали развитию дискуссий и введению такого термина как эвтаназия.
В истории первые упоминания об эвтаназии возвращают нас в XVI век, где он был впервые употреблен Френсисом Бэконом для определения такого понятия как «легкая смерть».
Далее наиболее известная веха в распространении термина - вторая моровая война. В некоторых европейских странах благодаря развитию философии евгеники, эвтаназия приобрела достаточно весомую популярность, но дискредитация и подмена понятий, а так, же практические действия нацистов привели к полному уничтожению этих идей.
Современная медицина способствовала распространению эвтаназии, благодаря, своему научному развитию, а так же сменой морально-этических понятий и норм. Этому предшествовало изменение нравственных приоритетов современного общества и повсеместное развитие концепции «прав человека» в цивилизованном мире.
Сегодня эвтаназия это способ прекращения жизни человека как избавление его от мучительной боли в предсмертном состоянии. Способ распространён в мире, в том числе в современной Европе.
Слово эвтаназия происходит от греческого – хорошо и – смерть. Это практика прекращения (или сокращения) жизни человека или животного, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий.
Любой доктор, специализация, которого связана с лечением жизнеопасных заболеваний
имеет в своем практическом опыте целый арсенал случаев, в которых современная медицина себя исчерпала, и нравственное отношение к продолжению существования пациента имеют под собой подоплёку нескольких точек зрения на решение данной проблемы.
Не сложно догадаться какой вопрос является сегодня самым актуальным в контексте этого вопроса.
Осуждающих эвтаназию, а так же одобряющих её применение по-прежнему велико.
Рассмотрим основные моменты спора сторон.
Существование определенных свобод и прав неотъемлемая составляющая современного общества. Одним из самых главных прав человека является право на жизнь. Если рассуждать с этой рациональной точки зрения отсутствие права на смерть это прямое противоречие конституционному праву и принятию осознанного решения основанного на элементарной свободе выбора и волеизъявления. Подобное актуально в том случае, если жизнь пациента превращена в мучения и его существование связано с тяжелыми физическими страданиями, а смерть является единственным вариантом их прекращения. В данном случае право на добровольный уход из жизни пациента вполне оправдан. Кроме того у врача существует обязательство по уважительному отношению к пациенту и признание свободы выбора человека, как личности, вполне объясним и обоснован этическими и моральными нормами поведения врача.
Другой неотъемлемой составляющей допускающей эвтаназию с либеральной точки является непереносимая пациентом боль, эвтаназия в данном случае, является вариантом избавления от страданий.
Так же, важное значение имеет желание больного не обременять собою родных и близких людей. В данном случае желание больного на добровольный уход из жизни может рассматриваться как забота о близких. Подобный аргумент назван альтруистическим и имеет отношение к праву на достойную смерть, постулатами которого является самостоятельный выбор средств «достойной смерти» зиждущихся на здоровом эгоизме личности.
Рассматривая актуальные современные проблемы, связанные с увеличением количества инвалидов и стариков, уход за которыми и лечение подразумевает выделение государством определённых денежных средств. Поэтому в рамках обсуждаемого вопроса известна точка зрения, основанная на сокращении подобных расходов. Она носит названия принудительной эвтаназии.
Оперируя такими терминами как милосердие и справедливость христианство рассматривает принудительную эвтаназию как путь к социальному беспределу.
Истинная любовь к ближним рассматривается как служение богу и пути к спасению. О нём говорил нам Иисус в своём откровении.
Отрицание эвтаназии с христианской позиции продиктовано однозначным консерватизмом. Этические нормы православного течения христианства полностью отрицает возможность прерывания жизни пациента. Даже если есть разрешение на это самого пациента.
Такая оценка эвтаназии формировалась на протяжении довольно длительного времени. На формирование подобной позиции, прежде всего, оказало влияние учение о врачебной этике Гиппократа. Оно категорически не допускает использование врачебного опыта и какого-либо знания врача в целях причинения смерти больному.
Стоит отметить, что Гиппократ формировал свой этический принцип в условиях социальной приемлемости самоубийства в культуре Греции и Рима.
С медицинской точки зрения доводы противников эвтаназии основаны на врачебной практике. Существуют случаи самостоятельного излечения от различных тяжёлых болезней пациентов. Случается, что люди выздоравливают от рака, хотя статистика таких случаев весьма противоречива и составляет сотые доли от общего числа умерших от опухолей различного вида. Кроме этого, в рамках военной медицины, существует такое понятие, как социальная адаптация. В цивилизованных странах существуют целые комплексы средств и программ, направленных на адаптацию и приспособление к жизни инвалидов. Так же принятие «легкой смерти» встает на пути развития медицины в целом.
Сергий Булгаков, - разве не может и не обязан человек исцелять болезни всякого рода и разве он этого не делает? И разве уже исчерпаны все для этого возможности, или напротив, они все более расширяются? Может ли далее это целительство, которое есть, конечно, борьба со смертью, хотя ее и не побеждающая, но все же отдаляющая, остановиться перед тем, чтобы не исторгать из когтей смерти ее преждевременные жертвы?"
Ещё из древних писаний нам известно, что варварские племена почитали за честь умереть в бою и считали позором провести остаток своих дней в постели. Множество примеров из истории свидетельствуют том, что смерть в бою возводилась в культ, а старость вызывала лишь презрение среди воинов.
Исследования самоубийств в рамках истории и древних культур приводили к выводу о его распространённости в языческих обществах, и преклонный возраст среди мотивов самоубийств был на первом месте наряду с тяжёлыми болезнями.
Существует ещё одна система мировоззрения, которая признаёт самоубийство как возможность человека избежать страданий. Это атеизм. В рамках системы человек счастлив и создан для исполнения своих желаний и наслаждений. Право человека на самовольный уход из жизни это наивысшая ценность атеизма.
Серьёзные опасения современной дискуссии вокруг столь актуальной проблемы понятны. Принципиальные различия в религиозных мировоззрениях и взглядах препятствуют нахождению компромисса.
Другой существенной проблемой является консервативность, чрезмерная категоричность, а так же несовершенство законодательной базы. Современное православие и опасения перед надвигающейся «духовной эпидемией» «рациональных и милосердных» способов оправдания «права на смерть». Заразительная идея самоубийства в глазах общества превратится в эпидемию, а расширение рамок социально допустимых норм в институтах здравоохранения приведёт лишь к увеличению суицидов.
Где же ответ? В чем разница между истинным милосердием и либеральным суррогатом?
Время расставит всё по своим местам. Дискуссии по этому важному вопросу по прежнему открыты. А что вы думаете по этому поводу?!
Новые материалы
Старые материалы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Г. О. ТОЛЬЯТТИ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - 12/01/2010 05:28
- ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗ «СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ» Г. САРАНСКА - 11/01/2010 06:42
- СОСТОЯНИЕ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В Г. КАЗАНИ. ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ - 11/01/2010 05:00