Попов В.П.,Фиалко В. А., Вторушин Д. В. Территориальный центр медицины катастроф Свердловской области, г. Екатеринбург
{mainvote}
Скорая медицинская помощь (СМП) была и остается важным элементом российского здравоохранения. К основным проблемам развития службы на современном этапе относятся: 1) рост обращаемости населения за СМП; 2) увеличение несвойственной этой службе нагрузки; 3) значительная дифференциация как субъектов Российской Федерации, так и расположенных на их территории муниципальных образований (МО) по уровню нагрузки на СМП; 4) отсутствие единой системы управления, как на федеральном, так и региональном уровнях.
В настоящее время в Свердловской области насчитывается 77 станций и отделений СМП (С и ОСМП), из которых 10 являются самостоятельными медицинскими учреждениями, а 67 - отделениями центральных районных и городских больниц. Численность обслуживаемого ими населения колеблется от 5800 до 1,3 млн. человек, а радиус территорий, на которых приходится действовать - от 5,5 до 63 км. В 2007 г. обращаемость за СМП в Свердловской области составляла 375,5 на 1000 населения, однако при этом наблюдаются значительные различия между МО.
Для управления этим процессом важно установить факторы, формирующие разные показатели обращаемости за СМП. По мнению экспертов, рост её обусловлен в основном неудовлетворительной организацией амбулаторно-поликлинического звена, но в то же время, среди причин называются низкий уровень социально-экономического развитии территорий, демографическая структура населения. Для разработки эффективных управленческих решений таких общих высказываний Недостаточно, а наиболее же полную информацию можно получить в результате исследований с помощью методов, основанных на принципах системного анализа.
На нервом этапе исследования была проведена типология МО Свердловской области по уровню обращаемости за СМП. В 2004-2007 гг. в регионе отмечалась достаточно стабильная ситуация: в 22-29% МО регистрировалась низкая (до 320 на 1000) обращаемость за СМП, в 32-4У» средняя (от 321до 400 на 1000), а в 32-39% - высокая (более 400 Ни 1000). Таким образом, в 70-78% территорий уровень обращаемости превышал нормативную величину (320 на 1000), а в более трети - это превышение было значительным.
Для выяснения причин различий в обращаемости за СМП все МО были разделены на 2 класса: 1) с условно низкой обращаемостью за СМП (до 340 на 1000 населения) и 2) с высокой обращаемостью (более 380 обращений на 1000). В отношении каждой территории была собрана информация о 30 признаках, характеризующих: потенциал муници-пальной системы здравоохранения (обеспеченность врачами и средним Медицинским персоналом, удельный вес врачей, имеющих высшую и первую квалификационную категорию, мощность поликлиник, число посещений на 1 врача, обеспеченность койками и средняя работа их в году, уровень госпитализации); 2) демографическую структуру (удельный вес поло-возрастных групп); 3) уровень социально-экономического развития территорий (среднемесячная зарплата, обеспеченность жильем и его качество, оборот розничной торговли на душу населения); 4) Потенциал службы СМП (обеспеченность бригадами и различными видами персонала). Ставилась задача определить влияние данного комплекса фикторов на уровень обращаемости населения за СМП. Решение её проводилось с помощью математических методов распознавания образов.
На первой стадии обработки материала исследовался вопрос о достаточности имеющейся информации о 30 признаках для описания различий между МО с низкой и высокой обращаемостью за СМП. Надежные решающие правила, позволившие получить на процедуре «экзамена» 100% правильных ответов по обоим классам, были получены при учете туркомплекса из 11 наиболее информативных признаков. Этот результат позволял сделать заключение, что исходный их набор действительно содержал в себе данные об основных факторах, формирующих разный уровень обращаемости населения за СМП.
На второй стадии обработки материала решался вопрос об информатимности каждого признака, величина которой интерпретировалась как типа влияния фактора. Обобщение полученных результатов показало, что если принять силу влияния 11 наиболее значимых из них за 100%, то на долю ресурсного потенциала системы здравоохранения придется 39%, демографический структуры населения 23%, уровня социально-экономического развития территории 10% и на ресурсный потенциал службы СМП - 28%.
В ходе исследования характера влияния исследуемых факторов было установлено, что обращаемость за СМП выше в тех МО, где ниже обеспеченность системы здравоохранения врачами и средним медицинским персоналом, меньше мощность поликлиник и коечного фонда, ниже квалификация врачей, выше удельный вес лиц старших возрастных групп в демографической структуре населения, ниже среднемесячный уровень заработной платы, обеспеченность жильем и его качество. Таким образом, полученные результаты в целом не противоречат известным экспертным оценкам, что свидетельствует в пользу их надежности.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о достаточно сложной причинной обусловленности уровня обращаемости населения МО за СМП, и возможности определенного сокращения его за счет усилий со стороны самой системы здравоохранения. В то же время проигрывание различных управленческих сценариев математической модели показало, что за счет повышения ресурсного потенциала муниципального здравоохранения, особенно его амбулаторно-поликлинического звена, возможно уменьшить обращаемость населения за дорогостоящей СМП, тем не менее, как показывают расчеты, это сокращение не будет радикальным.
В целом, полученные в ходе исследования материала могут служить основой для совершенствования управления службой СМП в регионе.