Романенко В.А.,Жученко В.К.,Полпшрин В.П. Кафедра неотложной педиатрии и неонатологии ГОУ ДПО УГМАДО Росздрава,г. Челябинск
Наиболее драматическими жизненными ситуациями являются острые заболевания или несчастные случаи, произошедшие с детьми. Любые неотложные состояния требуют быстрого распознавания и оказания экстренной и интенсивной помощи. Ургентное состояние ребенка - это всегда неординарная ситуация, особенно у новорожденных и у детей раннего возраста, когда в силу анатомо-физиологических особенностей, декомпенсированное состояние может развиться в короткое время и от уровня знаний, оперативности, практического навыка оказания неотложной помощи врача, который столкнулся с данной ситуацией, во многом зависит окончательный исход. В первую очередь, с неотложными состояниями у детей сталкиваются врачи первого контакта (врачи скорой медицинской помощи, педиатры).
Эти специалисты должны хорошо разбираться в происходящих патофизиологических процессах неотложных состояний, правильно трактовать обнаруженные физикальные данные, предвидеть динамику процесса, распознавать состояния требующие немедленного проведения экстренных мероприятий, применять наиболее оптимальный лечебный и тактический подход. Дальнейшее лечение детей в условиях специализированных или реанимационных отделений может быть существенно затруднено из-за потери времени, упущенных возможностей, недооценки состояния, принятия ошибочных решений при первом контакте.
Качество оказания экстренной и неотложной медицинской помощи зависит от организации и уровня подготовки специалистов. Именно, недостаточная подготовка педиатров и врачей других специальностей, которым по своей профессиональной деятельности приходится оказывать помощь детям, находящимся в тяжелом или критическом состоянии, вызывает озабоченность.
Имеющаяся ситуация, в первую очередь, связана с проблемами в системе подготовки, как студентов высшей медицинской школы, так и на постдипломном этапе подготовки специалистов и при повышении квалификации.
В унифицированных программах последипломного образования и учебных планах предусмотрено, на наш взгляд, совершенно недостаточное количество часов для подготовки. Так, по программе для педиатров на циклах тематического усовершенствования отводится от 2 до 4,2%, на аттестационных циклах 4,2-5,5%, на циклах общего усовершенствования 4,9%.; по программе для анестезиологов-реаниматологов из 720 часов (профессиональная переподготовка) выделено 28 часов (3,8%), из 144 часов (тематическое, аттестационное или сертификационное усовершенствование) - 3 часа (2%). Аналогичная ситуация при подготовке врачей скорой медицинской помощи (из 11 месяцев обучение в интернатуре на ургентные состояния в педиатрии выделено 36 часов).
Наверное, врач любой специальности однозначно может сказать, что за выделенное время на обучение, освоить сложнейшие вопросы оказания неотложной помощи детям и проведение интенсивной терапии просто невозможно, не говоря уже о качественной подготовке. Низкий исходный бал оценки знаний у подавляющего числа курсантов по тестирующей программе подтверждает недостаточный уровень подготовки по неотложной педиатрии.
К настоящему времени в Уральской медицинской академии дополнительного образования кардинально пересмотрена вся образовательная система подготовки специалистов по вопросам диагностики неотложных состояний, оказания экстренной помощи и интенсивной терапии детям. Этому поспособствовало открытие в 1990 году кафедры неотложной педиатрии, в состав которой с 2005 года вошел курс неонатологии. На кафедре проходят подготовку врачи различных специальностей: педиатры, неонатологи, врачи скорой медицинской помощи, семейные врачи, анестезиологи-реаниматологи, акушеры-гинекологи, врачи инфекционисты, клинические ординаторы и интерны, а также средний медицинский персонал: фельдшера, анестезистки, акушерки, палатные медицинские сестры.
Учитывая разнообразный контингент слушателей, различный уровень подготовки в вопросах диагностики и оказания ургентной помощи детям, сотрудниками кафедры была разработана унифицированная программа, состоящая из 18 курсов и 36 учебных планов циклов тематического усовершенствования. Для отработки практических навыков, оказания реанимационной и ургентной помощи на кафедре имеются различные тренажеры и тренажерные комплексы. Для оптимизации подготовки в учебном процессе широко используются, созданные на кафедре компьютерные программы по различным неотложным состояниям. Программы могут работать в обучающем и тестирующем режимах, кроме того, дифференцированы для специалистов различного уровня.
При обучении используются разработанные на кафедре алгоритмы 3-х уровней неотложной помощи детям: для реализации на фельдшерско-акушерских пунктах и в условиях поликлиник; для врачей скорой медицинской помощи; для врачей стационаров, а также составленные преподавателями 12 учебных пособий.
В 2008 году впервые совместно с кафедрами детских инфекционных болезней и клинической иммунологии и анестезиологии-реаниматологии Уральской государственной медицинской академией впервые подготовлено пособие по неотложной помощи детям на догоспитальном этапе для специалистов Уральского федерального округа.
С 1998 года проводятся совместные циклы обучения с кафедрами Академии: педиатрии, педиатрии и детских инфекционных болезней, акушерства и гинекологии, неотложной помощи и медицины катастроф. Длительность подготовки от 36 до 72 часов.
Для врачей клинических ординаторов и интернов педиатрических кафедр проводится месячный цикл - «Неотложная педиатрия».
Занятия проводятся на клинической базе кафедры, самом мощном на Южном Урале детском отделении интенсивной терапии и реанимации детской городской клинической больницы № 8, имеющем в своем составе три реанимационных блока: неонатологический, соматический старшего возраста, инфекционный и рассчитанный на 24 койки.
Накопленный опыт проведения занятий, положительные отзывы врачей-курсантов, проходящих подготовку, убеждают нас, что мыдействуем в правильном направлении, совпадающим с рекомендациями решения коллегии МЗ РФ «Совершенствование оказания медицинской помощи детям с неотложными состояниями».
Новые материалы
- Значение скорой медицинской помощи. Догоспитальный этап. Тактическая медицина - 27/12/2010 16:04
- Обретение опыта клинической деятельности во внебольничных условиях. Продолжение - 27/12/2010 16:00
- Тактическая медицина. Обретение опыта клинической деятельности во внебольничных условиях - 27/12/2010 15:50
Старые материалы
- Формирование клинического мышления у студентов в процессе аудиторной и внеаудиторной работы - 05/03/2010 04:13
- Организация образования по проблемам менопуазы для акушеров-гинекологов и терапевтов амбулаторного звена - 05/03/2010 03:50
- Цикл СМП. Начало становления врача скорой медицинской помощи - 04/03/2010 08:45