Напишите нам

Поиск по сайту

{mainvote}

Андреев А.Н., Сенцов В.Г, Фиалко В.А., Белокриницкий В.И.

ГОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия»

Росздрава, - МУ Станция скорой медицинской помощи имени В. Ф. Капиноса Екатеринбург

06.06.03 года ученый совет УГМА единогласно проголосовал за восстановление цикла СМП для студентов 5го курса лечебно-профилактического факультета.

Так была исправлена ошибка, допущенная в 1994 году, когда цикл был упразднен. Официально о готовящемся упразднении цикла нас ник­то не известил, его просто не стало в расписании. Узнав о готовящемся закрытии, мы подготовили большой материал о проблемах преподавания, который был помещен в институтской многотиражной газете. Он закан­чивался словами: «Если перечисленные задачи решить не удастся, на цикле можно будет поставить крест. Только не красный». Руководство академии оставило статью без ответа.

Идея о создании цикла «СМП» возникла на основе знакомства со студентами старших курсов или выпускниками, пришедшими работать на станцию. Неплохо зная теорию, лечение «вообще», они слабо разби­рались в применении ее в условиях практического здравоохранения. «За кадром» для них остались такие «мелочи», как показания и противопо­казания к госпитализации, правила госпитализации, что такое транспор­табельность, как поступить, если врач приемного отделения не принима­ет привезенного вами больного. Когда на вопрос, что делать с больным, у которого диагностирована нестабильная стенокардия, следовал ответ : «вызвать участкового врача», или «отвезти в стационар, лучше в кар­диоцентр», или как оказать помощь в нештатных условиях, а ведь с такой ситуацией может столкнуться врач любой специальности, и мы это систематически наблюдаем при вызовах скорой помощи в поликлиники, приемные отделения, и многое, многое другое. И только, если в группе оказывался работник скорой помощи, можно было услышать правильный ответ. Но ведь не все выпускники будут работать в стационарах, где эти вопросы не имеют такого значения, кого-то ожидает и «передний край»

- поликлиника , скорая помощь, а теперь добавилась и ОВП.

Основным условием мы считали необходимость преподавания пред­мета на скорой помощи, силами опытных врачей станции, среди которых есть и кандидаты наук. Они обладают опытом, который нельзя почерп­нуть из книг, а по меткому выражению профессора Л. А. Лещинского, «можно познать только у постели больного».

Идею об организации цикла поддержал декан старших курсов С. А. Иорданиди (это был 1978год).

4 декабря 1978года ректор СГМИ, профессор В. Н. Климов подпи­сал приказ № 226-Р о создании цикла «СМП» для студентов 6 курса.

(Любопытно, что ровно 150 лет назад от этой даты, 4 декабря 1828 года, царь Николай I подписал Указ об организации -«заведений по подаче помощи в Санкт -Петербурге заболевшим и поврежденным людям».)

В приказе ректора была оговорена продолжительность нового цикла

- 8 дней , плюс 6 лекционных часов (3 лекции ) за счет выпускающих кафедр. В перспективе нам было обещано довести продолжительность.

до 14 дней. В таком расписании ценное было то, что лекции читались всему потоку, в начале учебного года, поэтому на практических занятиях можно было ссылаться на лекционный материал, что давало возможность на практических занятиях больше уделять времени разбору конкретных ситуаций, взятых из повседневной работы станции, не превращая практи­ческие занятия в микролекции. В 1982 году, также по инициативе одного из авторов, на станции была открыта интернатура. Ее открытие знамено­вало собой появление своеобразного образовательного комплекса. С это­го момента пусть не официально, станция становится клинической базой института. В результате деятельности двух ступеней подготовки, к нам на станцию ежегодно приходили 10 - 14, а иногда и более выпускников, по­явилась тенденция к сокращению кадрового дефицита. После окончания интернатуры, врачи совершали, в среднем, в два раза меньше ошибок, чем те, которые интернатуру не оканчивали. Время подготовки специа­листа удалось сократить. Работа цикла, особенно, на начальных этапах, была в поле зрения деканата, цикловых комиссий. Вносились кое-какие коррективы, но в целом работа оценивалась положительно, и тем не ме­нее, как уже было сказано в начале, в 1994 году цикл был ликвидирован. По времени это совпало с получением институтом статуса академии. (По­этому, мы позволили назвать его ликвидацию - ошибкой).

Проблемой подготовки врачебных кадров для скорой помощи, несмот­ря на более, чем столетнюю историю этой службы (в 2008году исполня­ется НО лет со дня основания скорой помощи в России ), никто ранее серьезно не занимался. Возможно, сказывалось пренебрежительное от­ношение к скорой помощи со стороны разработчиков учебных программ, как к чему-то второстепенному, по меткому выражению одного из авто­ров - проявление «доминантного» синдрома. Правда, в последнее время создаются кафедры скорой помощи, по нашим данным, сейчас их 25, это помимо двух известных на весь мир НИИ СМП - в Москве и Санкт-Петербурге. Однако, занимаются они, в основном, последипломн о й подготовкой. Циклов, подобных нашему, что, можно считать нашей инновационной технологией, нашим know how, в вузовских програм­мах никогда не было. Кроме того, научная продукция нашей станции, включая методические рекомендации, по оказанию экстренной помощи, по проведения занятий, занимает видное место среди работ по проблеме скорой помощи в нашей стране.

В 2002 году, в Санкт-Петербурге проходила конференция «Скорая помощь - 2002». Выступавшие - заведующие кафедрами российских ву­зов, сетовали на отсутствие единой системы додипломной подготовки по специальности «скорая помощь». И если эти выступления были на уров­не пожеланий, то наша станция и наша академия уже имели 17-летний опыт преподавания, который неразумно было бы хоронить. Содержание докладов стимулировало нас возобновить работу по восстановлению цик­ла, которая в 2003 году увенчалась успехом. Цикл был придан кафедре Токсикологии и скорой помощи, которая была организована в 2002 году | |ш кафедрой - профессор В. Г. Сенцов ). В связи с восстановлением цикла «СМП», главным врачом станции М. А. Кириченко был издан Приказ от 1 сентября 2003 года, в котором указывалось, что восстанов­ление цикла будет способствовать повышению качества подготовки сту­дентов, приходу новых кадров на станцию. Приказом предписывалось ИИедующим подстанциями, старшим специалистам обеспечить студентам ноаможность дежурств в бригадах скорой помощи.

Занятия строятся следующим образом: первое занятие вводное. Пре­подаватель проводит проверку базовых знаний по основным разделам, анвкомит кратко с историей зарождения скорой помощи в мире, в России, К нашем городе. Кратко рассказывает слушателям о выдающихся меди-Кйх, внесший свой вклад в создание и совершенствование скорой помощи, Об особенностях работы этой службы, в отличие от других ЛПУ. Знакомит р понятием о тактике, об этике и деонтологии в условиях скорой помо­щи об особенностях диагностики в условиях трех дефицитов, присущих cКорой помощи: времени, средств и информации. Рассказывает об особен­ностях выяснения анамнеза в условиях скорой помощи, так называемый «анамнез приступа», что также является нашим ноу хау. На этом же Ямятии студенты проходят краткий инструктаж по технике безопасности, йен чего они не смогут дежурить на подстанции, так как дежурства связа­ны < автотранспортом. Затем - одно 12-часовое дежурство. На дежурстве студенты принимают посильное участие в сборе анамнеза, оказании по­мощи, заполняют отчет, который они представляют на зачетном занятии, форма отчета также разработана нами. На зачете студент рассказывает о больных, к которым выезжал в составе бригады, он должен обосновать диагноз, тактику, оказание помощи. Приветствуется, если студент выска­жет свою точку зрения, которая может быть отличной от мнения врача, с Которым он дежурил. В плане проведения диффдиагностики могут быть инданыи другие вопросы. В случае положительного ответа цикл засчитывается. Зачет проставляется в зачетную книжку.

Для восстановленного цикла нами была составлены и изданы методи­ческие рекомендации по его проведению, кроме того мы приняли участие Ю втором издании пособия по летней практике для студентов V курса лечебно-профилактического факультета «Помощник врача скорой ме­дицинской помощи», которое осуществил общевузовский руководитель Практики, доцент А. Н. Дмитриев.

Таким образом, в настоящее время подготовка врача скорой помощи К нашей академии представлена следующим образом: пятидневный цикл «СМП», затем летняя практика по скорой помощи - 84 часа, обяза-и и.пая для всех студентов лечебно-профилактического факультета. Для кому цикл «СМП» помог в выборе специальности - интернатура Ни скорой помощи, которая проходит на базе станции и кафедры, после Окончания которой врач получает удостоверение о прохождении первичной специализации и сертификат по специальности «скорая медицинская помощь». В перспективе - создание клинической ординатуры и аспиран­туры по специальности «скорая медицинская помощь».

По данным анкетирования, которое периодически проводится после проведения зачета, (сейчас мы имеем более 350 анкет ), абсолютное боль­шинство студентов положительно высказывается о цикле, причем вне зависимости от будущей специальности. Отмечая важность предмета, они также отмечают его чрезмерно малую продолжительность. Предложения респондентов : - либо продлить цикл до 8 дней, как это было до его лик­видации, либо добавить чтение 3-х лекций. Причем, по нашему мнению, лекции целесообразно читать в начале года, тогда практические занятия можно будет использовать в большей мере для решения ситуационных задач, обсуждению больных, к которым выезжали студенты, перенеся часть информации на лекционный курс.

С начала 2006 года, по предложению профессора В. Г. Сенцова, на­чал работать студенческий кружок «СМП», который является хорошим дополнением к циклу. В его занятиях принимают участие и студенты пед­фака, для которых цикл пока не восстановлен. На первом занятии сту­дентка V курса Н. Батенева сделала интересное сообщение об инициаторе создания специализированной службы скорой помощи в нашей стране про­фессоре Б. П. Кушелевском. О серьезности, проявленной студенткой при подготовке к докладу, говорит такая деталь. Узнав, что профессор Е. Д. Рождественская - непосредственная ученица Бориса Павловича, студен­тка встретилась и беседовала с Евгенией Дмитриевной. Свой доклад она иллюстрировала ксерокопиями фотографий нашего знаменитого земляка из книги профессора Е. Д. Рождественской о Борисе Павловиче.

После восстановления цикла интерес к специальности «СМП» снова повысился, в течение последних лет у нас в интернатуре занимается в среднем, до 8выпускников академии.

Одной из причин, препятствующих приходу большего числа врачей. следует признать несовершенство нашего законодательства. В интервью одной из газет, ректор УГМА, профессор С. М. Кутепов, говорил о важности повышения авторитета врачебного диплома. А сейчас дипло­мированный врач, не имеющий сертификата врача скорой помощи та­рифицируется у нас как... фельдшер или даже как медсестра! Ну не парадокс ли?

Показателем проявления интереса студентов к предмету, очевидно, может служить желание начать работать на станции скорой помощи сразу после прохождения цикла. Некоторые из выпускников уже занимаются в интернатуре. В этой специальности привлекает студентов возможность сразу видеть результаты своего труда, самому приложить не только зна­ния, но и руки....(Что также следует из анкет).

Теперь об оценке базовых знаний студентов, пришедших на цикл, что тесно переплетается с вопросами преемственности. Неплохо знают вопросы терапии, патогенеза. Хуже со знанием доз и действием препара­тов. Могут перепутать препараты противоположного действия. Не знают нопросы тактики, стерильны в правовых вопросах. Диагностика ОКС с Помощью ЭКГ сводится к узнаванию пресловутой «кошачьей спинки». В предъявленных кардиограммах находят второстепенные признаки, про­пуская мимо внимания смещения сегмента 5Т. Возможно, это группы у которых еще не было цикла ЭКГ. Многие не могут дать определение гипертензивного криза. Бессимптомное повышение АД относят к ГК, нет четкого представления о достоверных признаках биологической смерти.

В книге профессора С. С. Барац «Стенокардия» приводится рисунок, «Бессловесный диагноз боли при коронарной недостаточности». Вопрос, что здесь изображено, остается без ответа. Или введение спирта в иену и в трахею для купирования острого отека легких . В течение мно­гих лет мы слышим от студентов, что об этом методе спасения больных им рассказывают на кафедрах военной подготовки или фармакологии. Мы благодарны сотрудникам этих кафедр за популяризацию нашего метода, который является нашим кпоу Ьош и известен в литературе как «метод | ш-рдловской станции скорой помощи». Однако, эта информация не мо­жет иметь практического применения, так как рассказывая о методе, сту­дентам не рассказывают как его применить. Когда на заседании цикловой комиссии лечфака, 31 января с.г. мы спросили «почему», последовал ответ, что преподавание проводится строго по стандартам доказательной Медицины, в которых этот метод не упомянут. А то, что метод спас жизнь многим больным, опубликован в руководствах и монографиях, в расчет, очевидно, не принимается. Главное - стандарт!

В нашей учебной комнате висят портреты наших знаменитых земля­ков - профессоров Б. П. Кушелевского, Д. Г. Шефера, А. Т. Лидского, а также доктора Ф. П. Гааза. На вопрос, кто эти люди, студенты отвечают ,,. вчитавшись в подписи под фотографиями. И это студенты, которые пять лет учились в нашей академии! Вот это тоже преемственность!

Когда Ученый совет академии принял решение о восстановлении цик­ли, мы рады были и пяти дням, понимая сразу, что полноценный цикл не; может продолжаться пять дней, в сравнении с 12 днями, тем более при отсутствии лекций, как это было в прежней жизни цикла. Сейчас, повторяю, это всего пять дней, которые мы получили за счет терапии. Так может быть справедливости ради хирургические , акушерские, да И кафедра семейной медицины «подарили бы циклу «СМП» по одному дню, что, полагаю в наших общих интересах. На одном из заседаний уче­ного Совета нами был поднят вопрос об увеличении продолжительность цикла, однако, по замечаниям некоторых членов ученого совета стало ясно, что вопросы оказания именно экстренной помощи находятся вне их компетенции, поэтому рассчитывать на понимание присутствующих не приходится, а значит вопрос об увеличении продолжительности цикла повиснет в воздухе.

Нам думается, где бы не работал врач, он должен, прежде всего, уметь оказывать экстренную помощь. Тогда не будет случаев, когда скорую помощь вызывают в стационар, и оказывать ее приезжает ... фельдшер, который справляется с задачей! Вспомните слова И. А. Кассирского, автора монографии «Драматическая терапия» -

-«Квалификация врача определяется по тому, как он справляется, ориентируется в случаях острых, неотложных состояний».

Что, по нашему мнению нужно предпринять для улучшения проведе­ния занятий на цикле «СМП»:

  1. Увеличить продолжительность цикла, что даст возможность сту­дентам больше дежурить в составе бригад.
  2. Возобновить чтение 3-х лекций по вопросам оказания экстренной помощи, желательно в начале года, чтобы при проведении практических занятий можно было ссылаться на материал лекций.

Следует отметить, что в последнее время наметились положитель­ные тенденции. В Москве 31 октября - 2 ноября 2007 года, проходил II Всероссийский съезд врачей скорой медицинской помощи. В решении записано: «Делегаты съезда отмечают особую роль службы скорой ме­дицинской помощи в системе здравоохранения Российской Федерации». А в пункте 7 резолюции: «рекомендовать Министерству здравоохране­ния и социального развития РФ .... продолжить работу по развитию материально-технического, кадрового и научного (выделено нами) обеспечения службы скорой медицинской помощи, повышению квалифи­кации медицинских работников».

В журнале «Врач скорой помощи», который издает национальное научно-практическое общество скорой помощи России (Главный редак­тор - профессор А. Л. Верткин ), № 2, 2008год, стр. 3-4, в редакци­онной статье, посвященной обсуждению итогов II съезда врачей скорой помощи России, в пункте третьем есть ссылка на положительный опыт подготовки врачей СМП в УГМА (Екатеринбург). Как положительный, указывается выбор специализации уже на младших курсах академии. Такую же мысль высказывают и сотрудники УГМА А. Н. Дмитриев. О. В. Теплякова. Л. В. Прохорова в статье «Роль производственной практики студентов «Помощник врача скорой и неотложной медицинской помощи» в додипломной подготовке врачей общей практики и специа­листов службы СМП», напечатанной в сборнике, посвященном 45-летию специализированной службы скорой помощи в г. Екатеринбурге, (Екате­ринбург, 2005, стр. 25-28.).

Наш, более, чем 20-летний опыт, убеждает в том, что подготовка врача скорой медицинской помощи должна начинаться в ВУЗЕ, профориента­ция должна начинаться уже с третьего курса. Преподавать эту дисциплину должны опытные работники скорой помощи, которые являются ассистен­тами кафедры, отсюда становится понятным значение проведения полно­ценного цикла и производственной практики под названием «СМП».

Назад в раздел

 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры