Хотя это устройство редко применяется в госпиталях, к нему охотно прибегают в полевых условиях. Клапан приводится в действие сжатым газом и не может быть использован в его отсутствие. Эти устройства подают в дыхательные пути больного 100 %-й кислород при запуске оператором (функция автоматического реаниматора) или самим больным (функция открытия клапана по требованию). Аппараты такого типа можно использовать с лицевой маской или искусственными дыхательными путями. Они не позволяют оператору чувствовать сопротивление на вдохе. Использование этих аппаратов ограничено из-за частого развития гипервентиляции и вздутия желудка.
Ивл при транспортировке
Больным, находящимся в критическом состоянии, часто требуются диагностические и лечебные процедуры, которые невозможно выполнить на месте. В период отсутствия больного в реанимационном отделении интенсивная терапия не должна прекращаться. Если больному проводится ИВЛ, сопровождать его должен персонал, знающий больного, умеющим обращаться с мониторным оборудованием, средствами поддержания проходимости дыхательных путей и с аппаратурой для проведения ИВЛ (табл. 34-3). ИВЛ во время транспортировки можно проводить с помощью как ручных, так и портативных автоматических респираторов. Ручной вентиляции клапанным мешком обычно бывает достаточно, если ее выполняет квалифицированный специалист, владеющий техникой вентиляции (например, респираторный терапевт или анестезиолог) и приняты меры для поддержания адекватного дыхательного объема, давления в дыхательных путях, уровня ПДКВ и Fi02-Но все же предпочтительнее использовать транспортный автоматический респиратор, который обеспечивает более точное соблюдение параметров вентиляции и освобождает врача для выполнения других задач.
Характеристики транспортных респираторов
Существуют весьма сложные микропроцессорные транспортные респираторы. В идеале транспортные респираторы должны обеспечивать те же режимы вентиляции, что и стационарные респираторы отделений интенсивной терапии»
раздельное управление частотой дыхания и дыхательным объемом. Респиратор должен обеспечивать ИВЛ, управляемую как по объему, так и по давлению. Контроль Fio2 не обязателен, так как во время транспортировки предпочтительна вентиляция 100 %-м кислородом. Должна быть предусмотрена регулировка ПДКВ, а чувствительность триггера должна настраиваться с поправкой на ПДКВ. Необходима тревожная сигнализация, срабатывающая при отсоединении больного от контура и при повышении давления в дыхательных путях.
Главной особенностью транспортных респираторов является их портативность и малый вес. Размер респиратора должен быть таким, чтобы его можно было легко поставить рядом с больным (например, на кровать или на каталку). Транспортные респираторы могут иметь как электрический, так и пневматический привод. Главным недостатком аппаратов с пневматическим приводом является то, что они используют газ из баллона, который расходуется очень быстро. Респираторы с электронным приводом обеспечивают лучший контроль и более стабильное поддержание параметров вентиляции, на них меньше влияют колебания давления в источнике газа и они потребляют меньше сжатого газа.
Особые проблемы возникают при необходимости выполнения больному, требующему искусственной вентиляции легких, магнито-резонансной томографии. MP-томограф создает сильное магнитное поле. Поэтому в помещении, где установлен томограф, нельзя использовать аппарат, содержащий ферромагнитные сплавы (а респиратор как раз относится к таковым). В этой ситуации больного приходит вентилировать мешком или с помощью респиратора, специально сконструированного для использования в условиях МРТ. При этом необходимо применять алюминиевые кислородные баллоны и алюминиевые регуляторы подачи газа.
ПУНКТЫ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
- Недостатками ИВЛ «изо рта в рот» являются возможность передачи заразных заболеваний, низкое содержание кислорода в дыхательном газе и нередко возникающее при такой вентиляции раздувание желудка.
- При ИВЛ «изо рта в маску» существует защитный барьер между спасающим и больным.
- Через саморасправляющиеся дыхательные клапанные мешки можно подавать дыхательную смесь с высоким содержанием кислорода.
- Из-за высокого сопротивления нереверсивного клапана больной не должен самостоятельно дышать через саморасправляющийся клапанный мешок.
- Надуваемые сжатым газом дыхательные мешки более сложны в применении, чем саморасправляющиеся мешки.
- Использование транспортного респиратора предпочтительнее ручной вентиляции, поскольку позволяет поддерживать более стабильный уровень вентиляции и освобождает врача для выполнения других задач.
- Транспортная вентиляция должна обеспечивать такое же качество процедуры, как и стационарные аппараты отделения интенсивной терапии.