Напишите нам

Поиск по сайту

Повреждения магистральных сосудов грудной полости: аорты и ветвей ее дуги, легочного ствола и легочных вен, верхней полой вены и грудного от­дела нижней полой вены, плечеголовных и непарной вен — встречаются как при закрытой, так и при открытой травме. Повреждения магистраль­ных сосудов грудной полости проявляются массивным первичным кро­вотечением. В отдаленном периоде возможно вторичное кровотечение. Оно наблюдается при образовании свища между сосудом и окружающи­ми структурами или разрыве травматической ложной аневризмы.

МЕХАНИЗМ ТРАВМЫ

Более чем 90% повреждений магистральных сосудов грудной полости яв­ляются открытыми и происходят в результате пулевых, осколочных и но­жевых ранений, а также различных медицинских вмешательств. Ятроген-ные повреждения магистральных сосудов грудной полости, в том числе дуги аорты, — частое осложнение катетеризации центральных вен. Дре­нирование плевральной полости с помощью троакара может приводить к повреждению межреберных артерий, легочных сосудов и магистральных сосудов средостения, внутриаортальная баллонная контрпульсация — к повреждению грудной аорты. Повреждение грудной аорты возможно и при экстренной торакотомии в приемном отделении, если для ее пережа­тия использовали обычный, а не эластичный сосудистый зажим. Пере­раздувание баллончика катетера Свана—Ганца может приводить к повре­ждению ветвей легочной артерии и легочному кровотечению, нередко с летальным исходом. Установка саморасправляющихся металлических стентов в пищевод или трахею может сопровождаться повреждением аор­ты или плечеголовного ствола соответственно.

Среди магистральных сосудов грудной полости, риск повреждения которых особенно высок при закрытой травме, следует отметить пле-чеголовной ствол, легочные, верхнюю и нижнюю полые вены, а также грудную аорту. При анализе исходов травмы в результате дорожно-транспортных происшествий почти за 30 лет показано, что поврежде­ния аорты являются причиной смерти 10—15% больных. Чаще всего (54—65% случаев) они локализуются в проксимальной части нисходя­щей аорты. В 10—14% случаев повреждаются восходящая аорта и дуга аорты, в 12% случаев — средняя и дистальная части нисходящей аорты. Множественные повреждения аорты наблюдаются в 13-18% случаев.

Ниже перечислены механизмы повреждений магистральных сосудов при закрытой травме: 1) растяжение на границе фиксированной и от­носительно подвижной частей сосуда; 2) сдавление сосуда костными структурами; 3) резкое повышение давления в сосуде при торможении. Фиксация легочных и полых вен к предсердиям, грудной аорты в месте прикрепления артериальной связки и на уровне диафрагмы способст­вует повреждению этих сосудов согласно первому механизму. Удар по грудине может приводить к сдавлению плечеголовного ствола у места его отхождения от дуги аорты между грудиной и позвоночником.

Закрытые повреждения аорты могут затрагивать как часть (морфологи­чески они соответствуют начальным этапам расслаивания аорты), так и всю (соответствуют разрыву аорты с образованием пульсирующей гема­томы) стенку сосуда. Морфологическое сходство изменений аорты при травме с расслаиванием и разрывом аорты объясняет применение одина­ковых методов лечения. Следовательно, при закрытых повреждениях аорты у больных со стабильной гемодинамикой прибегают к преднаме­ренной гиповолемии и активно снижают скорость прироста АД в систолу.

Истинное расслаивание аорты со значительным отделением интимы от медии по длиннику сосуда у больных с травмой встречается крайне редко. В связи с этим термин «расслаивание» при описании поврежде­ний аорты следует применять только в этих случаях. Сходным образом термины «пересечение аорты» и «разрыв аорты» следует использовать лишь для описания повреждений всех слоев стенки аорты с захватом всей или части ее окружности соответственно.

 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры