Открытая травма почки, сочетающаяся с огнестрельным или ножевым ранением других органов (пищеварительной, дыхательной системы), нередко сопровождается выраженными симптомами повреждения брюшной полости, грудной клетки, а также яркими проявлениями внутреннего кровотечения и геморрагического шока.
Постоянная боль в животе, усиливающаяся при пальпации передней брюшной стенки, наблюдается практически у всех пострадавших с открытым сочетанным ранением почки. У всех больных отмечают выраженную бледность кожных покровов, тахикардию до 80—120 в минуту, снижение артериального давления на 10— 20 мм рт. ст.
В половине наблюдений открытого ранения почки и органов брюшной полости на догоспитальном этапе и в приемном отделении больницы прослеживается развернутая клиническая картина геморрагического и травматического шока (I—IV степень тяжести).
Таким образом, в клинической картине изолированного повреждения почки ведущими являются местные и урологические симптомы, представленные, как правило, классической триадой: болью, отечностью тканей поясничной области и гематурией.
Повреждение легкой степени не приводит к выраженному ухудшению общего состояния травмированных, в большинстве наблюдений оно может быть расценено как удовлетворительное. В случаях почечной травмы средней тяжести общее состояние больных прогрессивно ухудшается в течение короткого промежутка времени; при этом обращают на себя внимание выраженные признаки внутреннего кровотечения: бледность кожных покровов, тахикардия, артериальная гипотензия.
Для почечной травмы тяжелой степени характерно преобладание в клинической картине травматической болезни общих симптомов. Больной жалуется на интенсивную боль в поврежденной тючке, при пальпации нередко удается выявить болезненное объемное образование, представляющее собой урогематому. Среди симптомов открытой травмы почки ведущая роль принадлежит интенсивной и продолжительной гематурии.
В клинической картине сочетанной травмы почки нередко преобладают симптомы повреждения органов брюшной полости, грудной клетки, костей скелета, черепа и головного мозга, внутреннего кровотечения и шока. Симптомы даже тяжелой почечной травмы на фоне одновременного повреждения других органов оказываются выраженными слабо и поэтому кажутся второстепенными. В таких случаях почечная травма часто является операционной находкой в ходе экстренной ревизии брюшной полости и забрюшинного пространства.
Если в случаях тяжелой сочетанной травмы обращают на себя внимание признаки повреждения разных органов, то при изолированной почечной травме, выявленной со значительным опозданием, на 2—3-й сутки и позже, преобладают клинические проявления островоспалительных осложнений: повышение температуры тела, озноб и другие симптомы гнойной интоксикации.
Таким образом, клинические проявления почечной травмы, особенно в сочетании с повреждением других органов и черепно-мозговой травмой, многообразны и в каждом наблюдении имеют разную степень выраженности. Углубленное изучение анамнеза и всех клинических данных, тщательный осмотр пострадавшего помогают направить диагностический поиск по правильному руслу, а также позволяют использовать только необходимые и допустимые в соответствии с тяжестью состояния больного методы инструментальной и лучевой диагностики.