Опишите особенности переломов у детей.
Кости у детей продолжают расти, надкостница толстая и обильно кровоснабжается. Следовательно, тупой удар по кости может привести к ее изгибу, а не к перелому. Такие повреждения часто называют переломами по типу «зеленой ветки», или неполными переломами.
Молодые кости срастаются быстрее, поскольку их рост не закончен (костеобразование). Зона роста (эпифиз) обеспечивает продольный рост кости; возраст закрытия зон роста каждой из длинных костей различен. В целом рост длинных костей прекращается к окончанию подросткового периода. Перелом в зоне роста (часто называемый переломом Салтера-Харриса) может привести к остановке роста пораженной кости. В ОНП проводят мероприятия для предотвращения потери функции конечности, нарушений роста, деформаций кости.
Как оценивают состояние ребенка при травме?
Принципы и приоритеты при лечении травмы (первичное и вторичное обследование) у детей такие же, как у взрослых. Однако и при диагностике, и при проведении вмешательств нужно учитывать анатомические и физиологические особенности детского организма. Пошаговый алгоритм первичной оценки состояния ребенка при травме представлен в таблице
Первичное обследование ребенка при травме
Исследуемая область |
Вмешательства |
Дополнения |
Первичное обследование |
||
А:Прохо- 1 димость дыхательных путей / одновременно с иммобилизацией шейного отдела позвоночника |
Оцените проходимость дыхательных путей. Выявите причину обструкции: выпадение зуба, аспирация рвотных масс или другие причины, включая западе-ние языка при бессознательном состоянии пациента. Очистите дыхательные пути от предметов, закрывающих их просвет (зуб, рвотные массы, другие инородные тела). Расположите голову так, чтобы открыть дыхательные пути; ограничьтесь выдвижением челюсти вперед, избегая движений в шейном отделе позвоночника. Поддерживайте положение шейного отдела нейтральным. Оцените правильность подбора шейного корсета, аппарата для иммобилизации шейного отдела позвоночника или других приспособлений для иммобилизации по размеру и расположению. Откроите шейный корсет и оцените степень смещения трахеи и растяжения яремных вен |
Напомните ребенку, что на вопросы нужно отвечать словами, а не кивком. Шейный корсет надет правильно, если подбородок ребенка находится в выемке для подбородка, основание корсета опирается на грудину, и корсет не закрывает уши. Бели ребенок младше 3 лет, убедитесь, что под поясницу ему подложен матрас, чтобы обеспечить нейтральное положение позвоночника |
В: Дыхание |
Выслушайте дыхательные шумы на передней стенке грудной клетки и в подмышечных впадинах, определите наличие и симметричность звуков. Оцените частоту и качество дыхательных движений; исключите дыхательную недостаточность и одышку. Назначьте ингаляцию кислорода с высокой скоростью через маску с клапаном. Подготовьте пациента к интубации, если она необходима. Осмотрите грудную клетку для выявления ушибов, проникающих ран, ссадин, парадоксальных дыхательных движений |
Дыхательные шумы у детей хорошо проводятся через грудную стенку, особенно при плаче; у маленьких детей флотация грудной клетки наблюдается редко |
С: Кровообращение |
Пропальпируйте верхушечный толчок и оцените частоту, ритмичность и свойства сердечных сокращений; сравните верхушечный толчок с периферическим пульсом. Определите время наполнения капилляров (должно быть меньше 2 секунд). Определите цвет кожи, ее температуру и влажность. Выявите открытые раны и места неконтролируемого кровотечения; наложите на все кровоточащие участки давящие повязки. Оцените сосудистый доступ; место и тип доступа зависят от состояния пациента |
У ребенка можно выявить врожденный порок сердца, а также функциональные и патологические шумы. Обратите внимание на шрамы на грудной стенке после хирургических вмешательств в анамнезе. Уточните у пациента наличие у него заболеваний сердца. При СЛР или тяжелом шоке, если внутривенный доступ быстро установить сложно, можно сформировать внутрикостный доступ |
Исследуемая область |
Вмешательства |
Дополнения |
D: Уровень сознания |
Оцените уровень сознания по реакции на словесные и болевые раздражители: А — alert; сознание сохранено, V = verbal stimuli; пациент реагирует на обращенную к нему речь, Р = painful stimuli; пациент реагирует на болевые стимулы, U - unresponsive; отсутствие реакций. У грудных детей оцените фиксацию взгляда и реакцию на лица родных и на предметы. Осмотрите зрачки, оценив их диаметр, реакцию на свет и симметричность |
Легкая анизокория (неодинаковый размер зрачков) и косоглазие возможны и в норме, но нужно убедиться в отсутствии нарушений путем дальнейшего наблюдения или расспроса родителей |
Какое оборудование необходимо иметь в ОНП для оказания помощи детям при травме?
Набор оборудования определяют в зависимости от потока поступающих детей с травмой и от необходимого уровня оказания травматологической помощи. Все отделения необходимо обеспечить ресурсами для лечения и стабилизации состояния травмированного ребенка до уровня, позволяющего транспортировать его далее. Необходимы оборудование для обеспечения проходимости дыхательных путей и для стабилизации шейного отдела позвоночника, системы для подачи кислорода, аппараты для ручной вентиляции легких с масками, приспособления для поддержания дыхательных путей в открытом состоянии, эндотрахеальные трубки (ЭТТ), детские манжетки для тонометров, детские внутривенные (в/в) катетеры и иглы для пункции кости, а также оборудование для согревания ребенка. В дополнение к указанным оборудованию и ресурсам в ОНП, где оказывают помощь детям, следует иметь запас лекарств для проведения интенсивной терапии. Ресурсы для обеспечения помощи детям описаны также в главе 36.
Национальный союз по снабжению педиатрических неотложных медицинских служб США опубликовал рекомендации по их оборудованию и снабжению. Американская коллегия хирургов также разработала рекомендации по требованиям к оборудованию аккредитованных травматологических центров. Дополнительное оборудование перечислено также в ряде других публикаций, например, в руководстве по интенсивной терапии в педиатрии (ИТП), выпущенном Американской ассоциацией кардиологов. Не менее важно обучить персонал работе с данным оборудованием. По вопросам выбора оборудования и обучения персонала ОНП могут взаимодействовать с детскими травматологическими центрами.