Готовя второе издание, я вспомнил о предложении, которая заместитель министра здравоохранения Свердловской, области Диана Олеговна Михайлова высказала в своем отзыве на первое издание этой книги: «Еще большую ценность брошюре могли бы придать положительные примеры деятельности врачей сегодняшнего дня, а также мнения о работе скорой помощи молодых врачей и студентов, которые являются настоящим и будущим здравоохранения Свердловской области».
В этой фразе, кроме непосредственного отзыва о книге, просматривается еще один важный момент, заслуживающий внимания: видение руководителем областного здравоохранения роли скорой помощи и роли студентов и молодых врачей в реализации укрепления и развития этой службы, как наиболее действенного звена догоспитального этапа в сегодняшней ситуации.
Однако, чтобы не оказаться в плену субъективизма, я решил вопрос о достойных представителях современной медицины, оставить на усмотрение тех, кто придет нам на смену. Правомочно поставить вопрос, а по каким критериям мы должны оценивать вклад того или иного человека ? Интересный вопрос задала на заседании студенческого кружка одна студентка. (После того, как она же сделала сообщение о деятельности доктора Ф. П. Гааза): «Разве обязательно приносить в жертву свое благосостояние, состояние семьи, вообще лишать себя семьи, детей? Обязателен ли этот аскетизм ? Может быть достаточно честно, с душой выполнять свою работу, свой врачебный долг, иметь доброе сердце, сострадать тем, кто в этом нуждается. Разве этого мало ?» Действительно, ведь это как раз то, о чем говорил наш Великий коллега, Антон Павлович Чехов, предупреждая нас, как не стать «интеллигентным бревном».
Кстати, люди, о которых я говорил в этой книге, обладали как раз качествами, присущими представителям нашей профессии. И мне вспомнился еще один человек, о котором я не рассказал в первом издании. Юрий Эммануилович Соркин (1933 – 1997). Наш соученик, способный хирург, педагог, известный историк медицины Урала, филателист, краевед, кандидат медицинских наук. Именно он помог установить дату основания скорой помощи в нашем городе, благодаря чему, мы лучше узнали свою историю. Юра рассказал нам о многих уральских врачах, которые жили задолго до нас. Целая книга посвящена врачебной династии Миславских. Поэт Марк Луцкий в 1995 году посвятил автору упомянутой книги такие строки:
ЕЕ РОЖДАЛ ИСТОРИК В МУКАХ АДСКИХ,
НО РАСТОПИЛ ЗАБВЕНЬЯ ТЯЖКИЙ ЛЕД:
ВРАЧЕБНАЯ ДИНАСТИЯ МИСЛАВКИХ
СТАРАНИЯМИ СОРКИНА ЖИВЕТ !
Что же касается бескорыстия Юрия, то мне доподлинно известно, что он не только не имел никакого дохода от своих книг, больше того, для их издания он ходил по лечебным учреждениям, буквально с «шапкой по кругу», выпрашивая у руководителей деньги на издание, а в конце книги не забывал поблагодарить своих «меценатов». Иногда в конце книги можно было встретить такую фразу: «Книга издана на средства семьи Соркиных». Как-то один из сыновей сказал ему: «А ты, папочка, что имеешь? 3 инфаркта и нищенскую пенсию ?». На что Юрий Эммануилович гордо отвечал: «Меня помнят и ценят мои больные !»
И разве такой человек не может быть примером молодым, да и не только молодым ? Конечно, и среди наших современников есть немало достойных людей, но я все-таки воздержусь от такого соблазна. Я не возьму на себя труд назвать их, так как обязательно кого-то можно не назвать. И тогда появится масса претензий (заметьте, обоснованных): почему не упомянул того-то или того-то. Известный кинорежиссер, Георгий Данелия писал в своей книге, что при произнесении тоста, никогда не нужно стараться назвать всех, так как обязательно кого-то можно забыть, и ТАМ (имея в виду, конечно, небеса), ему не нальют и он будет стоять все время с протянутой рукой и пустым бокалом. Данелия, конечно, признанный мастер комедий, великий шутник, но как говорят, «В каждой шутке есть доля … шутки». Поэтому выберите сами образ, который именно Вам, симпатичен. А по каким критериям выбирать – может быть поможет эта книга. По крайней мере, автор на это надеется. И если это будет именно так, то автор сможет сказать, что время на прочтение книги Вы, уважаемый Читатель, потратили не зря.
После выхода второго издания, автор припомнил ещё одно имя, которое недостойно забвения. Думаю, что наша молодёжь, а именно ей, в основном, адресована книга, не знает об этом человеке. Или знает слишком мало. Его звали ( хочется сказать – его зовут ) – Евгений Сергеевич Боткин. Нет, я не ошибся. Вы знаете Сергея Петровича Боткина, знаменитого отечественного терапевта. Именно так, не обращая внимания на инициалы, отвечают студенты на вопрос: «Известно ли им имя Е.С.Боткин»? Евгений Сергеевич – сын знаменитого терапевта, боевой офицер, военный врач, за храбрость во время Русско-Японской войны награждён двумя орденами. Он удостоился чести быть придворным врачом царской семьи Николая II. (Во все времена и до наших дней на должность врача для высоких особ выбирали лучших). Просматривая первое издание энциклопедии «Екатеринбург», я нашел некоторые подробности биографии нашего Коллеги, о которых не знал раньше. Вот что пишет о нём Энциклопедия: «…окончил гимназию и Военно-медицинскую академию с отличием. Доктор медицины, приват-доцент названной академии. С 1908 года – лейб-медик императора Николая II». Сергей Евгеньевич повсюду сопровождал Царскую семью. До самого последнего часа. До самой последней минуты. Он был посредником между большевиками и заключенными этого страшного дома, единственный из узников «Ипатьевского Дома особого назначения» знал до казни, что она предстоит. Расстрелян в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Большевистские власти предлагали доктору покинуть дом и спасти свою жизнь. Но он вернулся, хотя знал, что его ожидает. . .
Это ли не подвиг !!!
Не правда ли похожая ситуация: большевики предлагают доктору
Е. С. Боткину оставить царскую семью и тем спасти себя. Много лет спустя фашисты предложат доктору Янушу Корчаку оставить детей, воспитанников польского детского дома, для спасения собственной жизни ( какое изуверство под маской благородства !).
В октябре 2009 года стало известно, что стараниями наследницы семьи Романовых, великой княгини Марии Владимировны, генеральная прокуратура РФ причислила царскую семью к числу жертв политического террора и реабилитировала её. Но эта акция не коснулась других людей из родственников и ближайшего окружения царской семьи, всего была названа цифра 52 человека. И вот после 30 октября, (это день памяти жертв политических репрессий, сталинского произвола в нашей стране), стало известно, что и эти 52 человека, а значит и Евгений Сергеевич Боткин, также признаны жертвами большевистского террора, а значит – реабилитированы (об этом сообщила радиостанция «Эхо Москвы»).