Термин «деонтология» (от греч. deonthos - должный), т.е. учение о должном поведении, поступках, образе действия, связан с именем английского священника Бентама (XVIII в.), вкладывавшего в это понятие религиозно-нравственное содержание.
Применительно к врачебной деятельности в сочетании со словами «медицинская» или «врачебная», термин «деонтология» очень скоро стал обозначать комплекс этических правил, норм, принципов, которыми руководствуется врач, т. е. морально-нравственный компонент его деятельности, как совокупность соответствующих профессиональных, морально-этических и правовых принципов и правил, составляющих понятие врачебного долга.
О значении деонтологии хорошо сказал академик А. Ф. Билибин: «Врачебная деонтология – это самая суть, сердцевина, душа или самая вершина врачевания, вершина врачебной подготовки».
Тем самым видный советский клиницист подчеркивает, что деонтологический компонент врачебной подготовки является центральным, стержневым, заветным, определяющим уровень и конечный успех врачебной деятельности, успех врачевания.
Представление об исключительной важности всего комплекса вопросов деятельности врача сложилось еще в древние времена, за тысячелетия до появления термина «деонтология». Это и высказывания врачей древнего мира и их заветы, дошедшие до наших дней, например, знаменитая «клятва Гиппократа», связанная, прежде всего с комплексом моральных вопросов, имеющих для врача особенное, решающее значение.
Медицинская деонтология определяет поведение врача в процессе его деятельности, стратегию и тактику врачевания. Она так же стара, как стара медицина. Наиболее выдающиеся древние сочинения, посвященные деонтологии: «О природе жизни» - китайского врача Хуан Ди Немцзиня, «Наука о жизни» - древнеиндийского врача Сушруты, «Наставления» и «О враче» - Гиппократа, сочинения Галена, Цельса, Авиценны.
В древнем индийском трактате по медицине «Чара-Самхита» приводятся требования к врачу: самоотверженность, скромность, постоянная забота об улучшении здоровья людей. По этим канонам врач даже ценой собственной жизни обязан отстаивать жизнь и здоровье больного. Сушрута отмечал еще, что врач, который желает иметь успех в практике, должен быть здоров, опрятен, скромен, терпелив, носить коротко стриженую бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую, надушенную благовониями одежду. Речь его должна быть тихая, приятная и обнадеживающая. За неудачное лечение врача штрафовали.
В кодексе древнего вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 до н. э.) требования к врачу были суровые: если свободный гражданин (не раб), умирал после вскрытия нарыва врачом, его лишали правой руки. Легенда говорит, что братья Козьма и Демиян, жившие в Сирии в III веке до н. э. пересадили ногу негра белому человеку. В Лувре находится картина, изображающая двух врачей и белого пациента с черной ногой. Пациент погиб. По приказу царя Диоклетиана врачей казнили отсечением головы. Впоследствии их возвели в ранг святых, покровителей хирургии. Некоторые авторы излагают иную версию деятельности этих святых, так в брошюре «Акафист святым бессребреникам Косме и Дамиану», изданной Екатеринбургской епархией в 2003 году, о пересадки ноги негра белому человеку не упоминается.
А еще можно вспомнить не утвержденное законодательно, но существовавшее на уровне традиций, шествие врача за гробом (или даже впереди гроба), если больной погиб по его вине.
В древней Элладе высоко ценили труд врача. В «Илиаде» Гомера есть такие строки: «Стоит многих воителей один врачеватель искусный. Вырежет он и стрелу и рану присыплет лекарством».
Родоначальник научной медицины - древнегреческий врач Гиппократ. Он родился на острове Косс в 460 году до н. э. Он не только дал ряд ценных советов, но и фактически написал первую страницу летописи деонтологии. Эта книга пишется всеми последующими поколениями врачей в течение 24 веков. В Древней Греции высоко ценили врачей. Аполлона считали врачом богов, Асклепий (у римлян Эскулап) был богом врачебного искусства среди людей. Свое отношение к медицине Гиппократ выразил так: «…и все, что ищется для мудрости, все это есть в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что необходимо для жизни».
В древнем Риме жил и работал знаменитый врач Авл Корнелий Цельс, который начал свою врачебную карьеру врачом гладиаторов. Он призывал врачей неустанно трудиться во имя больного человека, не зависимо от его материального и общественного положения. Врач древнего Рима Гален с возмущением писал о коллегах, роняющих честь и достоинство профессии. Знаменитому врачу Востока периода раннего средневековья Абу –Али ибн–Сина (Авиценне) принадлежат слова: «Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва».
Кстати,погода в Киеве чрезвычайно хороша.
В двадцатом веке вопросы деонтологии стали обсуждать и на международных форумах. На II всемирном конгрессе по деонтологии в Париже в 1967 году к клятве Гиппократа было сделано дополнение: «Клянусь обучаться всю жизнь».
Новые материалы
- Нравственный фундамент отечественной деонтологии (продолжение) - 27/02/2012 16:36
- Несколько слов о людях, которые заложили нравственный фундамент отечественной деонтологии .. заслужили право быть примером для многих поколений - 27/02/2012 16:32
- Развитие деонтологии в отечественной медицине - 27/02/2012 16:27