АНАМНЕЗ
ПАРАМЕТРЫ
Начало: возраст, в котором отмечена задержка развития ребенка; первые проявления этой «задержки психического развития».
Усиливающие факторы: увеличивается ли выраженность задержки, если ребенку требуется напрячь зрение или слух; при эмоциональном расстройстве.
Ранее проводимые лечение или обследование: отсутствие нарушений здоровья ребенка в анамнезе; проводили ли ребенку исследования зрения, слуха, навыка чтения; результаты этих исследований.
СОПУТСТВУЮЩИЕ СИМПТОМЫ
Нарушения слуха, зрения, эмоционального поведения; судороги; двигательные или чувствительные нарушения.
АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Мать: во время беременности: высыпания и увеличение лимфоузлов; краснуха; необычно длительные или быстрые роды; длительная анестезия; токсикоз беременности.
Ребенок: недоношенность; судороги при рождении; аномалии строения тела; низкий балл по шкале Апгар; желтуха.
СЕМЕЙНЫЙ АНАМНЕЗ
Задержка психического развития; глухота; наследственные заболевания.
АНАМНЕЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Риск интоксикации свинцом, красками или загрязненной пишей; частые переезды семьи или перемена школ; конфликты в семье.
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Основные физиологические показатели: основные этапы развития ребенка (см. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА); окружность головы; рост и масса тела.
Уши: проверьте способности поворачиваться на звук или слышать шепотную речь. Проверьте наличие заложенности ушей, перфорации барабанной перепонки.
Глаза: убедитесь, что ребенок следит за движущимися предметами; определите остроту зрения (при возможности). Осмотрите глазное дно; отметьте сосудистые изменения по типу «ягоды вишни» или дегенеративные изменения.
Органы брюшной полости: проверьте наличие увеличения печени или селезенки.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ДИАГНОСТИКА ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Скорость развития здоровых детей может быть очень различной. В возрасте 2—4 месяцев можно легко недооценить степень развития ребенка. В возрасте 6—7 месяцев, когда проявляется больше показателей основных этапов развития, оценить степень развития ребенка становится проще. Полезно использовать шкалы для скрининговой оценки этапа развития. Нередко задерживается созревание только нервной системы, без задержки всех показателей основных этапов развития ребенка (основные двигательные навыки, тонкие движения, социальное функционирование, речь).
Перед установлением диагноза задержки психического развития с интервалом в 2 месяца проводят несколько наборов исследований для оценки уровня развития, чтобы выявить показатели, задержка по которым небольшая. В большинстве случаев развитие таких детей просто начинается медленно, и впоследствии происходит без патологии. Диагноз задержки психического развития, учитывая его социальную значимость, должны устанавливать только специалисты с достаточным опытом в области неврологии развития ребенка.
При выраженной неравномерности развития в различных областях необходимо проанализировать влияние факторов окружающей среды (неухоженный ребенок, частые перемены школ) или наличие заболеваний, влияющих на определенные области тела (болезни мышц, слабое зрение, слабый слух, интоксикация свинцом, неврологические заболевания).
У детей от матерей, в первом триместре перенесших краснуху или токсемию вирусом на любом этапе беременности, повышен риск задержки психического развития. Также этот риск повышен у детей, перенесших желтуху или судороги при рождении, с низким показателем по шкале Апгар, страдающих «церебральным параличом», синдромом Дауна, или недоношенных. Задержка психического развития грудных детей неминуемо разовьется при гипотиреозе — редком, но легко излечимом, если его выявить в раннем возрасте, заболевании. Ключами к диагнозу гипотиреоза служат повышенная масса тела относительно роста, желтый цвет кожи, утолщение языка, медленное развитие ребенка. В большинстве родильных домов США всем детям проводят обязательное скрининговое исследование для выявления гипотиреоза и фенилкетонурии.