Поиск по сайту
Расстройства внимания в виде апрозексии, то есть неспособности концентрировать и удерживать его, свойственны представителям именно атонической формы психопатий. Это связано с так называемой психической разряженно- стью, гипотонией психики, которая является важнейшим звеном в механизме клинического оформления атонической формы резидуальной психопатии и олигофрении. В основе этого состояния обычно лежит слабость подкорковых диэнцефальных образований, «энергетической базы», обеспечивающей тонус коры, достаточный уровень бодрствования и психическую активность в целом.
При резидуальных олигофрениях стеническая, астеническая и атоническая формы характеризуются всеми только что обрисованными чертами личности, свойственными соответствующим формам резидуальных психопатий, что говорит о «неслучайном их сочетании и что между характером эмоционально-волевых и интеллектуальных нарушений при резидуальных расстройствах психики существует, по-видимому, закономерная взаимосвязь» (С.С. Мнухин).
Те же формы — стеническую, астеническую и атоническую — можно наблюдать и в рамках резидуальной эпилепсии, и даже детских церебральных параличей. У детей со стенической формой олигофрении наблюдаются припадки, захватывающие верхние, корковые отделы мозга (полные и неполные судорожные, джексоновские, адверсивные и др.). Все они отличаются значительной тяжестью, сопровождаются обычно глубоким помрачением сознания, последующей амнезией и, редко, выраженными явлениями стойкого эпилептического слабоумия. При астенической форме чаще наблюдаются гораздо более «мягкие» разновидности припадков пикнолептического типа — короткие абсансы с поверхностным затемнением сознания, бессудо- рожные «выразительные» приступы диэнцефального типа с яркими психомоторными (защитными, оборонительными) и психосенсорными проявлениями и т.п., то есть в основном подкорковые приступы. При атонической форме отмечается раннее возникновение эпилептических припадков и особенно тяжелое течение болезни в виде эпилептических статусов, «клевков», «кивков».
Таким образом, работами С.С. Мнухина и его сотрудников была установлена определенная взаимосвязь между характером припадков и формой олигофрении. В.А.Лянда выявила закономерность сочетаний типов олигофрении и характером неврологических расстройств (парезов, параличей). Оказалось, что при атонических формах чаще наблюдается гипотонический гемипарез с хореоате- тоидным гиперкинезом и снижением мышечного тонуса. Интеллектуальное развитие и психика в целом при право- и левосторонних гемипарезах страдает неодинаково. При левополушарных параличах (парез справа) психика бедная, чаще и выраженнее интеллектуальное снижение, пассивность, вялость, то есть выявляются атонические психические проявления. Бедность и бледность интеллектуальных возможностей и эмоциональных проявлений обусловливает нивелировку личностных особенностей, стертую и мало- выраженную индивидуальность. При правополушарных параличах (парез слева) интеллектуальное развитие лучше, преобладают эмоциональные расстройства — от лабильности, истощаемости до чрезмерной возбудимости, взрывчатости, дистимических и дисфорических состояний, то есть наблюдаются ирритативно-астенические черты психики.
Известная сохранность интеллекта при ненарушенной или патологически повышенной эмоциональности обусловливает отсутствие нивелировки личностных особенностей и более или менее выраженную индивидуальность.
Если парезы сочетаются с припадками, то при левосторонних (атонических) они, как правило, примитивны, с глубоким помрачением сознания, выраженным постприпадочным оглушением. При правополушарных парезах или параличах припадки гораздо более сложные, нередко имеющие психопатологическую составляющую и не имеющие таких грубых постприпадочных нарушений.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что между стороной гемипареза либо мозгового поражения, с одной стороны, и особенностями психики и характером припадков у детей с право- и левосторонними расстройствами, с другой, имеются более или менее закономерные взаимосвязи. Степень закономерности этих взаимосвязей такова, что позволяет, с известным правом говорить во многих случаях не только о правом и левом гемипарезах, «правых и левых припадках», но и о «правой и левой психике». Таким образом, для характера психических расстройств поражение той или иной системы мозга может иметь относительное значение, а решающим в этом отношении является латерализация, то есть расположение очага поражения в определенном мозговом полушарии.
Отметим в заключение, что все психические резидуальные расстройства, кроме припадков, возникают на высоте заболевания либо не возникают вовсе. Следует еще раз подчеркнуть, что резидуальные состояния не сконструированы органическим агентом, не являются органическими моделями «настоящих» эпилепсии, психопатии и т.д., а есть следствие вызванных им разрушений, на клиническое оформление которых влияют в числе многих других факторов локализация и регистры поврежденных мозговых структур.
Стеническая форма резидуальной психопатии характеризуется бедностью и уплощенностью мышления, примитивными и нерегулируемыми эмоциями, значительной силой и грубой обнаженностью инстинктов. В дошкольном и младшем школьном возрасте часто наблюдается так называемый гипердинамический синдром, при котором кора еще не в состоянии управлять, тормозить и контролировать «буйствующую» подкорку. Эти дети удерживаются на месте только силой, предоставленные сами себе — скачут, хватают, рвут, бросают все, что попадает в руки; с ними невозможно организовать никакую совместную деятельность. Раньше их называли расторможенными, в последние годы это состояние обозначают как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. И в литературе последних 10-15 лет широко представлены результаты его многостороннего изучения. При этом СДВГ подается чуть ли не как нечто феноменологически новое. Известно, что «проникновение в новое науке дается только путем накопления массы фактов, кропотливого, детального их анализа и постепенного и медленного восхождения от заблуждения к истине» (В.В. Баженов). Что касается СДВГ, то в удивительно короткие сроки синдром был детально клинически классифицирован, обнаружены закономерности динамики различных клинических вариантов, их типов и подтипов, изучен этиопатогенетический аспект синдрома, отмечена чрезвычайно высокая комор- бидность и даже зависимость морфологического субстрата от характера коморбидности. Как выяснилось, СДВГ чаще всего сопутствуют расстройства аффекта, воли, сна, привязанности, а также тики, инфантилизм, головные боли, поведенческие расстройства и т.п. Аргументы в пользу того, что перечисленные расстройства — это именно спутники СДВГ с собственными корнями, а не его составляющие или производные, малоубедительны.
По традиции, диагностический термин заслуживает право на жизнь, если он описывает неизвестный ранее феномен или лучше, чем прежний, объясняет природу ранее описанного феномена или способствует более четкому отграничению этого феномена от сходных состояний и т.п. Термин СДВГ этим требованиям не отвечает. За обозначениями «гипердинами- ческий», «гиперкинетический», «расторможенный» хотя бы видятся те самые «дранговые дети» (Тиле, Крамер, Польнов, М.О. Гуревич) с «буйствующей» подкоркой (С.С. Мнухин). Они двигательно беспокойны, их беспокойство бессмысленно и нецелесообразно, так как это не деятельность, а разрядка накопленного возбуждения, а потому о какой-либо активности, целенаправленной или нецеленаправленной, речь не может идти. Это первое. Второе: если под гиперактивностью понимать именно гипердинамический синдром, как этого требует МКБ-10, то в какой мере симптом дефицита или расстройства концентрации внимания является равноправной составляющей в синдроме СДВГ? Насколько корректно при «буйстве» подкорки говорить о расстройствах активного внимания? На мой взгляд, в той же мере, в какой можно говорить о посаженном на горячую плиту, что он нетерпелив или неусидчив. Процесс активного внимания как волевой акт просто не успевает включиться в механизм симптомообра- зования и не определяет клинику в степени, достаточной для включения расстройств внимания в название синдрома.
Бестормозность, отсутствие волевой составляющей в поведении, когда за побуждением сразу следует действие, отсутствие самоконтроля, незрелость коры, слабость ее тормозящих влияний, способных нейтрализовать этот «перезаряд», гипертонус «клокочущей» подкорки — вот что лежит в основе гипердинамического синдрома или, если хотите, той самой пресловутой гиперактивности, расстройства внимания при которой если и имеют место, то вторичны и не играют определяющей роли.
Многочисленные клинические описания СДВГ в наиболее выраженных случаях у младших (от 3 до 10 лет) детей вполне прогнозируемо совпадают с многолетней давности описаниями гиперкинетического синдрома, а также психопатоподобного синдрома органического происхождения. В более мягких вариантах СДВГ практически не отличим от проявлений, например, холерического темперамента.
В более старшем возрасте происходит постепенное сглаживание гипердинамического синдрома, но возбудимость, непоседливость, нетерпеливость в сочетании с упрямством, ригидностью, склонностью к бурным аффективным разрядам, то есть проявления органической психопатии остаются и весьма осложняют общение с этими субъектами и тем более совместную жизнь. Они ведомы биологическими потребностями, что позволило Крепелину назвать их «людьми влечений». Именно подкорковые влечения во многом определяют их поведение. При этом они проявляют значительную выносливость в простой и посильной для них работе и неплохую жизненно-практическую ориентировку.
Гиперактивность с дефицитом внимания, как диагностический термин, несмотря на модность, претензию на новизну и даже эвристичность, представляется неудачным, поскольку не адекватен клинической реальности, не раскрывает клинического содержания описываемого феномена, не приближает к пониманию его природы, разрушает диагностические ориентиры и, размывая границы между болезненным и не болезненным, создает почву для злоупотреблений (сознательно или по недомыслию) в учительской среде. Легитимизация термина обязательно приведет к попыткам медикаментозной коррекции тех, кто в этом не нуждается и поддержит давно существующую порочную тенденцию к «психиатризации» жизни.
Что касается астенической формы резидуальных психопатий, то при ней на первый план выступает синдром раздражительной слабости, повышенной возбудимости и утомляемости, быстрой истощаемости. Эти дети беспокойны, непоседливы, не могут долго сосредоточиваться, быстро «выдыхаются»; они обидчивы, эмоционально неустойчивы, слезливы, но, в отличие от «настоящих» невропатов, в известной мере ограниченны, отличаются бедностью воображения, недостаточной инициативой и малой продуктивностью даже в старательно выполняемой работе. Как видно из сказанного, в этих случаях правомерно говорить даже не о резидуальных психопатиях, а об органических невропатиях, «невропатоподобных» состояниях или о стойкой резидуальной церебрастении.
Атоническим психопатам свойственны беспечность, простодушие, склонность к рассуждательству и фантазированию, аспонтанность, недостаточный либо формальный контакт с окружающими. «Отрешенность» сочетается у них с развязным поведением, склонностью вступать в беседы с незнакомыми людьми, бледностью эмоциональных реакций. К этой группе можно причислить определенную часть нелепых, обижаемых, беспомощных во всех смыслах чудаков (Verschrdbene) Крепелииа, наиболее мягких из «шизоформных» органиков с полевым поведением, а также благодушных и многоречивых атонических олигофренов С.С.Мнухина.
К этому следует добавить, что при астенической и, особенно, атонической формах резидуальных невропатий и психопатий отмечаются слабость, недостаточность инстинктивных проявлений, слабость защитных, оборонительных, а иногда и пищевых инстинктов, детскость интересов, недостаточная организованность и бесцельность поведения, практическая беспомощность. Все это более явно выражено у лиц атонической группы и часто сопровождается у них более или менее грубо выступающей недоразвитостью психомоторики, неловкостью и неуклюжестью движений, а также сравнительно низким уровнем интеллекта и своеобразными особенностями мышления — «заумностью», витиеватостью, неожиданными сентенциями и др.
Диагноз экзогенных психозов основывается на сопоставлении особенностей клиники и течения психических расстройств с особенностями течения и выраженностью инфекционного, соматического или церебрально-органического заболевания. Одним из критериев диагностики экзогенных психозов является наличие психопатологических симптомов «экзогенного типа» — помраченного сознания, астенических и аффективных расстройств с дистимическим и дисфорическим компонентами в их структуре. Какой-либо специфики эта симптоматика не имеет и соответствует клинике выделенных К. Бонгеффером общемозговых ответов на экзогенную вредность. Определенное значение для диагноза имеет выявление неврологических расстройств, эпи- лептиформных припадков, патологических изменений при рентгенологических и электрографических исследованиях, а также обнаружение при патопсихологическом обследовании органических черт психики (инертность, затруднения пере- ключаемости внимания, преобладание конкретного мышления, ослабление памяти и др.). В случаях затяжного течения экзогенно-органических психических расстройств большую роль в диагностике играет клинико-психопатологическое выявление психоорганического синдрома.
Трудности отграничения эндогенных психозов возникают, если в клинической картине появляются так называемые переходные синдромы (аффективные, аффективно-бредовые, галлюцинаторные, кататоноподобные и др.). В пользу экзогенных психозов говорит наличие даже кратковременных эпизодов расстроенного сознания (оглушения, делирия, сумеречного), выявление психосенсорных расстройств, астенических состояний, расстройств настроения (особенно с дисфорической окраской), обнаружение сочетания расстройств психики с транзиторными неврологическими расстройствами. Кроме того, для экзогенных психозов совершенно нехарактерны доминирование расстройств мышления над аффективными расстройствами, аутизм, стойкий синдром психического автоматизма. Кататоноподобные состояния при экзогенных психозах обычно возникают в структуре аменции или сумеречного расстройства, а онейроид часто сочетается с оглушением и делириозными эпизодами, что для шизофрении несвойственно. Дифференциальный диагноз с начальными проявлениями детской шизофрении, спровоцированной экзогенными факторами, строится на отсутствии при шизофрении параллелизма психических и соматических расстройств, постепенном нарастании основных шизофренических симптомов и соответствующих изменений личности, которые сильно отличаются от развивающихся при затяжном течении экзогенно-органических психозов изменений личности по органическому типу. Маниакальные состояния при экзогенных психозах, в отличие от маниакальных фаз, обычно непродуктивны, сочетаются с астеновегетативными расстройствами, головными болями; депрессии сопровождаются тревогой, ипохондрическими страхами, астеническими проявлениями. Надо сказать, что эндогенные психозы могут протекать, по многим причинам, атипично, и предложенные критерии дифференциации не должны рассматриваться как абсолютные.
Клиническая картина психозов, возникающих в связи с органическим заболеванием мозга, строится в основном из симптомов так называемого экзогенного ряда; переходные симптомы обеднены в части тонкости, выразительности и содержания переживаний. Эндогенная симптоматика для органических психозов не характерна; представления об органических психозах как о соответствующих моделях или подделках эндогенных психозов достаточных оснований не имеют.
Не следует считать, что симптоматика экзогенного или экзогенно-органического психоза создается самим экзогенным фактором или органическим повреждением мозга. Органический агент никакого продукта, в том числе психопатологического, не создает. Разрушая сложнейшие компенсаторные системы мозга, он всего лишь реализует заложенную природой в генах готовность к психопатологическому реагированию, которая, вероятно, является природным свойством высших биологических систем. Вполне можно себе представить, что наряду с неспецифической симптоматикой, высвобождаемой воздействием на мозг повреждающего агента, существуют, ждут своего часа и начинаются, как правило, без внешних воздействий предусмотренные генетической программой отдельные болезни со специфической клинической картиной — «естественные единицы» по Крепелину или нозологические формы. Уместно в этой связи провести параллель с соматической медициной: неспецифические реакции на внешние вредности — лихорадка, рвота, воспаление, судороги, боль — сосуществуют с заложенными в генах болезнями с характерной именно для них клиникой (гемофилией, сахарным диабетом и др.).
Лечение предусматривает борьбу с основным заболеванием и купирование расстройств психики. Для лечения психических расстройств используется сочетание дезинтоксикационной, общеукрепляющей и мягкостимулирующей терапии. Это дополняется успокаивающими, снотворными средствами и транквилизаторами. Для борьбы с галлюцинаторно-бредовой симптоматикой, психомоторным возбуждением назначают нейролептики. При инфекционно-аллергических психозах — десенсибилизаторы. Судорожные состояния соответственно требуют назначения антиконвульсантов, дегидратации. Дегидратация применяется и в случаях внутричерепной гипертензии. Госпитализация в психиатрическую больницу при коротких экзогенных психозах необязательна, но в лечении этих больных должен участвовать психиатр.
Что касается профилактики симптоматических психозов, то она, учитывая вторичный характер психических расстройств, должна быть направлена на общее оздоровление и закаливание детей, на противоэпидемические мероприятия, на активное лечение соматических и инфекционных болезней. Наряду с этим важным является выявление групп повышенного риска осложнений со стороны психики. Это, как уже упоминалось ранее, соматически ослабленные дети, невропаты, энцефалопаты. При соматических заболеваниях во избежание развития психических расстройств им рекомендуется назначать успокаивающие микстуры или транквилизирующие средства.
Развернутые экзогенные (симптоматические) психозы у детей младшего возраста — явление редкое. Там, где у взрослого инфекционный психоз, у ребенка, как правило, энцефалит. Психопатологическая составляющая его представлена расстройствами сознания, тревожным аффектом, возбуждением, судорогами. Детский психиатр обычно имеет дело не с острыми экзогенными психозами, а с их последствиями. Большая часть детской психиатрии это отнюдь не шизофрения, а резидуальные состояния, включающие помимо последствий экзогений (энцефалитов, менингитов и т.п.) и расстройства, обусловленные вредностями, воздействующими на мозг во внутриутробном, перинатальном и раннем (до трех лет) постнатальном периодах развития.
Среди остаточных последствий мозговых заболеваний выделяют несколько групп или форм, в основном охватывающих клинику резидуальных состояний. Это, во-первых, группа психопатоподобных расстройств психики или так называемых резидуальных психопатий, умственная отсталость или резидуальная олигофрения, далее группа эпилептиформ- ных состояний или резидуальных эпилепсий и группа неврологических расстройств или церебральных параличей.
Было непонятно и требовало объяснений, почему в сборные группы резидуальных состояний включены существенно отличные друг от друга клинические формы, и в то же время насколько справедливы утверждения о крайнем клиническом полиморфизме резидуальных расстройств в рамках названных групп? И каковы закономерности, определяющие клинические проявления в тех случаях, когда в картинах болезни сочетаются расстройства, относящиеся к разным группам, то есть имеются ли качественные взаимосвязи между определенными типами неврологических, психических расстройств и припадками? Вряд ли возможно было рассчитывать на прогресс в разработке этой области без углубленной дифференциации качественно различных состояний, входящих в каждую из названных групп. В поисках взаимосвязей и закономерностей в клинических проявлениях резидуальных расстройств и исходя из положения, что клиническое оформление психических расстройств во многом зависит от силы нервных процессов, общего психического тонуса, функциональной активности подкорковых аппаратов мозга, соотношения деятельности коры и подкорки, С.С. Мнухин счел правомерным и целесообразным выделять в рамках каждой разновидности резидуальных расстройств три основные формы — стеническую, астеническую и атоническую.
С.С. Мнухин выделил четыре основных типа течения экзогенных психозов: однократная кратковременная психотическая вспышка (оглушенность, делириозный эпизод); однократное более продолжительное и устойчивое психотическое состояние (тревожное, тревожно-бредовое, онейроидное), периодическое повторение однотипных клинических картин (делириозно-онейроидные и сумеречные расстройства сознания, расстройства аффективности в виде беспокойства, немотивированной тоски нередко со страхом смерти, дисфории, маниакоподобные состояния). Психические расстройства при этом имеют тенденцию к повторному возникновению через равные промежутки времени и тождественную клинику. И так называемое волновое или волнообразное течение, характеризующееся множественностью разнородных психотических состояний с последовательной сменой тревожно-бредовых, тревожнодепрессивных, нелепо-эйфорических, апатоабулических и других картин.
Три первых типа отличаются вполне благоприятным исходом без какой-либо резидуальной симптоматики. При периодическом течении под влиянием добавочных вредностей в будущем могут повторяться отдельные приступы. При волновом течении, как правило, уже после первых психотических состояний заметен органический дефект психики в виде изменений личности и интеллектуальных задержек.
У детей раннего возраста после инфекций, особенно протекающих с мозговым акцентом, травм, интоксикаций, тяжелых, истощающих болезней могут утрачиваться приобретенные навыки на недели и месяцы с дальнейшим их медленным восстановлением. Обычно утрачиваются навыки стояния, ходьбы, речи, самообслуживания, опрятности. В ряде случаев даже после восстановления утраченных навыков остаются резидуальные состояния в виде психического недоразвития, огрубления личности, припадков. Последние могут быть отставленными по времени (А.И. Барыкина).
У более старших детей течение экзогенных психических расстройств зависит от возраста. У дошкольников частота выраженных психозов в сравнении с более старшими детьми невелика, и развиваются они у детей-невропатов или энцефалопатов, а также и до настоящего заболевания соматически ослабленных. В клинике у дошкольников и младших школьников преобладают оглушение и делириоз- ные эпизоды, расстройства аффективности и в их структуре — астенические проявления. С возрастом симптоматика приближается к той, что бывает у подростков. Синдромы нарушенного сознания у подростков встречаются реже, чем у дошкольников, но они более продолжительные и выраженные. У подростков чаще отмечается развернутая астения, выступающая самостоятельно или в сочетании с другими расстройствами психики.