Экзогенные (соматогенные, инфекционные, симптоматические, интоксикационные) психозы обязаны своим происхождением воздействию разнообразных патогенных факторов (общих и мозговых инфекций, интоксикаций, соматических заболеваний и пр.), являющихся внешними по отношению к организму в целом и к мозгу в частности, и со времен Э. Крепелина и К. Бонгеффера противопоставляются эндогенным психозам, причины которых находятся в самом организме. Абсолютное противопоставление экзогенных и эндогенных психозов вряд ли правомерно в связи с тем, что для первых значимы такие эндогенные факторы, как наследственность, возраст, конституция, а для возникновения и клинического оформления вторых велико значение внешних вредностей. Психозы, возникающие вследствие церебрально-органических заболеваний (менингитов, энцефалитов и т.д.), называют экзогенноорганическими психозами. Разделение экзогенных психозов на симптоматические и экзогенно-органические тоже весьма условно, так как многие общие заболевания (ревматизм, грипп и пр.) сопровождаются мозговым поражением. Тяжело протекающие инфекции и соматические заболевания, сопровождающиеся обменными нарушениями, тоже не оставляют мозг интактным. Кроме того, сами симптоматические психозы могут иметь следствием необратимые психические расстройства.
Преобладавшие в конце XIX века взгляды о специфичности психозов при каждом соматическом заболевании сменились представлениями об общности психических реакций при различных экзогенных вредностях, которые Бонгеффер в 1908 году сформулировал как концепцию об экзогенном типе реакций, выделив следующие неспецифические реакции мозга на экзогенные вредности: оглушение, делирий, аменция, сумеречные расстройства сознания (эпилептиформное возбуждение) и острый галлюциноз и в дальнейшем дополнил их аффективными, параноидными состояниями, астеническим и корсаковским синдромами.
Неспецифичность и немногочисленность мозговых ответов на внешние вредности Бонгеффер объяснял ограниченными возможностями реакций мозга и их опо- средованностью внутренней средой организма, которую он назвал промежуточным этиологическим звеном. Имелось в виду, что вредность действует не непосредственно на мозг, а сначала воздействует на обмен веществ, а появляющиеся при этом токсические продукты уже влияют на мозг. Специфика вредности, преодолевающей промежуточное звено, нивелируется, поэтому мозг отвечает на вредность небольшим числом уже неспецифических реакций. Оппонент Бонгеффера Крепелин, придерживавшийся точки зрения специфичности мозговых реакций на вредность, впоследствии признал и принял концепцию нозологически неспецифичных типов реагирования. Следует согласиться с тем, что специфика вредности, как и нозологическая сущность, проявляются не столько в самом синдроме, сколько в его своеобразии, его оттенках. Так, алкогольный, атропиновый и малярийный делирий имеют неодинаковую клиническую картину.
Достоверных сведений о распространенности экзогенных психозов как у взрослых, так и у детей по существу нет. Это связано с отсутствием единства взглядов на их клинические границы, а также с тем, что в психиатрические больницы поступают лишь больные с явными психозами. Больные с менее выраженными психическими расстройствами либо направляются в стационары общемедицинского профиля (педиатрические, инфекционные), либо лечатся дома. Статистические данные нередко отражают диагностические позиции исследователей, а не истинную распространенность экзогенных психозов.