Лечение предусматривает борьбу с основным заболеванием и купирование расстройств психики. Для лечения психических расстройств используется сочетание дезинтоксикационной, общеукрепляющей и мягкостимулирующей терапии. Это дополняется успокаивающими, снотворными средствами и транквилизаторами. Для борьбы с галлюцинаторно-бредовой симптоматикой, психомоторным возбуждением назначают нейролептики. При инфекционно-аллергических психозах — десенсибилизаторы. Судорожные состояния соответственно требуют назначения антиконвульсантов, дегидратации. Дегидратация применяется и в случаях внутричерепной гипертензии. Госпитализация в психиатрическую больницу при коротких экзогенных психозах необязательна, но в лечении этих больных должен участвовать психиатр.
Что касается профилактики симптоматических психозов, то она, учитывая вторичный характер психических расстройств, должна быть направлена на общее оздоровление и закаливание детей, на противоэпидемические мероприятия, на активное лечение соматических и инфекционных болезней. Наряду с этим важным является выявление групп повышенного риска осложнений со стороны психики. Это, как уже упоминалось ранее, соматически ослабленные дети, невропаты, энцефалопаты. При соматических заболеваниях во избежание развития психических расстройств им рекомендуется назначать успокаивающие микстуры или транквилизирующие средства.
Развернутые экзогенные (симптоматические) психозы у детей младшего возраста — явление редкое. Там, где у взрослого инфекционный психоз, у ребенка, как правило, энцефалит. Психопатологическая составляющая его представлена расстройствами сознания, тревожным аффектом, возбуждением, судорогами. Детский психиатр обычно имеет дело не с острыми экзогенными психозами, а с их последствиями. Большая часть детской психиатрии это отнюдь не шизофрения, а резидуальные состояния, включающие помимо последствий экзогений (энцефалитов, менингитов и т.п.) и расстройства, обусловленные вредностями, воздействующими на мозг во внутриутробном, перинатальном и раннем (до трех лет) постнатальном периодах развития.
Среди остаточных последствий мозговых заболеваний выделяют несколько групп или форм, в основном охватывающих клинику резидуальных состояний. Это, во-первых, группа психопатоподобных расстройств психики или так называемых резидуальных психопатий, умственная отсталость или резидуальная олигофрения, далее группа эпилептиформ- ных состояний или резидуальных эпилепсий и группа неврологических расстройств или церебральных параличей.
Было непонятно и требовало объяснений, почему в сборные группы резидуальных состояний включены существенно отличные друг от друга клинические формы, и в то же время насколько справедливы утверждения о крайнем клиническом полиморфизме резидуальных расстройств в рамках названных групп? И каковы закономерности, определяющие клинические проявления в тех случаях, когда в картинах болезни сочетаются расстройства, относящиеся к разным группам, то есть имеются ли качественные взаимосвязи между определенными типами неврологических, психических расстройств и припадками? Вряд ли возможно было рассчитывать на прогресс в разработке этой области без углубленной дифференциации качественно различных состояний, входящих в каждую из названных групп. В поисках взаимосвязей и закономерностей в клинических проявлениях резидуальных расстройств и исходя из положения, что клиническое оформление психических расстройств во многом зависит от силы нервных процессов, общего психического тонуса, функциональной активности подкорковых аппаратов мозга, соотношения деятельности коры и подкорки, С.С. Мнухин счел правомерным и целесообразным выделять в рамках каждой разновидности резидуальных расстройств три основные формы — стеническую, астеническую и атоническую.