{mainvote}
Шенъ Н.П.*,Сайфитдинов Ю.Х.**,Мухачева СЮ.***, Житинкина Н.В.****,Брезгин Ф.Н.****,Агеев В.В.*** Тюменская государственная медицинская академия, Кафедра анестезиологии и реаниматологии ФПК и ППС*,ГЛПУ ТО Областная клиническая больница**, ГЛПУ ТО Областная клиническая больница №2***,г. Тюмень. Городская детская клиническая больница №9, г. Екатеринбург ****
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С ТЯЖЕЛОЙ СОЧЕТАННОЙ ТРАВМОЙ
Пострадавшие с тяжелой сочетанной травмой относятся к категории больных, лечение которых сопровождается значительными трудностями: частым развитием осложнений и неблагоприятных исходов, инвалидизацией и высокой летальностью. В качестве осложнений тяжёлая сочетанная травма практически всегда сопровождается возникновением расстройств гемодинамики и транспорта кислорода. Таким образом, коррекция гемодинамических нарушений и расстройств газотранспортной функции, неизбежно возникающих в посттравматическом периоде и связанных с развитием травматического, геморрагического шока, генерализованной воспалительной реакцией и сепсисом, является одним из приоритетных направлений лечения больных с политравмой.
Особенности оказания помощи пациентам с тяжелой сочетанной травмой можно подразделить на организационные и технологические. В организационном плане видятся следующие проблемы: несмотря на бурное развитие медицины критических состояний, ряд областей Урало-Сибирского региона отличаются разбросанностью на большой территории, наличием скоростных автотрасс и отсутствием вдоль них населенных пунктов на большом протяжении. В этих условиях, несмотря на слаженную работу центров медицины катастроф, помощь нередко запаздывает, и состояние пострадавшего становится угрожающим.
Вторая проблема - это проблема мегаполиса. Близость специализированного медицинского учреждения не имеет значения, если в городе имеются затруднения движения автотранспорта из-за его большого скопления. Бригаде неотложной реанимационной помощи приходится проводить интенсивную терапию в салоне автомобиля: выполнять пункцию и катетеризацию вены, начинать искусственную вентиляцию легких и обеспечивать волемическую поддержку.
В настоящее время система оказания неотложной помощи пострадавшим на трассе и вне города имеет следующую последовательность:
Первый этап - оказание неотложной помощи на месте.
Второй этап - консультативный.
Центром медицины катастроф осуществляется консультация по телефону, с привлечением профильных специалистов - нейротравматологов, реаниматологов, хирургов и т.д.
Третий этап- выезд на место, консультация, при необходимости - оперативное лечение.
Четвертый этап - транспортировка на этап специализированной высокотехнологичной помощи.
Пятый этап - оказание специализированной помощи в отделениях реанимации, травматологии, нейрохирургии и т.д.
Однако требования времени и обозначенные выше проблемы заставляют перестраивать данную систему в сторону приближения специализированной помощи к месту происшествия, оборудование бригад неотложной реанимационной помощи и центра медицины катастроф современной респираторной техникой и укомплектование ее полным спектром современных плазмозамещающих растворов и препаратами, обеспечивающими поддержание стабильной работы жизненно-важных систем, причем с условием их микроструйного введения. Опыт создания таких бригад имеется как в Свердловской, так и в Тюменской области. Так, среднее время до оперативного вмешательства в специализированной клинике у детей с тяжелой сочетанной травмой, получивших повреждения в Свердловской области, в 2006 году составляло 12 часов, а до внедрения данной технологии - 47. Расход препаратов крови - 280 мл против 800. Средние сроки респираторной поддержки сократились с 13 до 9 суток. Вывезено из области 66% пострадавших в сравнении с 33% в 2000 году.
Понятие транспортабельности пациентов также зависит не только от уровня квалификации медицинского персонала, во многом оно является производным от степени укомплектованности оборудованием бригад и технических характеристик автомобиля. Это касается в особенной степени пострадавших с сочетанием таких повреждений, как тяжелая черепно-мозговая травма, травма костей таза и бедер, позвоночно-спинномозговая травма.
Доставка пациентов с тяжелой сочетанной травмой должна сразу осуществляться в специализированные травматологические центры, исключается перегоспитализация и этапная транспортировка больных, что может явиться дополнительным травмирующим и инфицирующим фактором. Больной, перенесший травматический шок должен рассматриваться как иммунодефицитный пациент и соблюдение условий асептики и антисептики приобретает здесь особую роль. В комплексе интенсивной терапии ключевыми звеньями должны являться:
- Обеспечение транспорта кислорода к тканям (профилактика СПОН) - современная респираторная поддержка с применением интеллектуальных респираторов и противошоковая инфузионная терапия с включением коллоидных плазмозамещающих препаратов. Инотропная поддержка миокарда под контролем центральной гемодинамики инвазив-ным или неинвазивным способом.
- Антибиотикопрофилактика препаратами группы защищенных полусинтетиков-пенициллинов.
- Ранняя нутритивная поддержка - по возможности энтеральное питание с первых суток стабилизации гемодинамики.
- Изоляция пациента от окружающей среды и находящихся рядом пациентов (применение для санации трахео-бронхиального дерева закрытых аспирационных систем, закрытых систем для сбора мочи, бактериальных фильтров и пленочных покрытий на области стояния венозных доступов).
- Ранняя реабилитация: правильное позиционирование конечностей, смена положения тела, массаж, вертикализация головного конца кровати, профилактика пролежней и контрактур. В данном направлении важным звеном является раннее оперативное лечение переломов длинных трубчатых костей и костей таза (см. первая помощь при переломах), фиксация шейного отдела позвоночника при его нестабильности и использование современных средств ухода за пациентами.
Не смотря на абсолютную ясность поставленных задач, к сожалению, проблема оказания помощи пострадавшим с тяжелой сочетанной травмой далека от своего решения. Не решенными остаются вопросы оказания экстренной помощи при ДТП в отдаленных регионах с отсутствием на протяжении многих километров медицинских учреждений, проблемы имеются и в отношении создания специализированных травматологических центров, способных принять на себя столь сложную категорию пострадавших и обеспечить им поливалентную высококвалифицированную консультативную и лечебную помощь. Тем не менее, в Тюменской области данная проблема является одной из наиболее обсуждаемых, что, на наш взгляд, должно принести в ближайшем будущем, свои результаты.
Назад в раздел аспекты оказания ЭМП
Новые материалы
- Организация неотложной спец помощи пациентам с тяжёлой термической трaвмой в пределах промышленного региона (1я часть) - 22/04/2010 05:45
- Оказание специализированной помощи детям Екатеринбурга с тяжелой черепно-мозговой травмой - 22/03/2010 07:39
- Выбор трансфузионной тактики при травматических повреждениях паренхиматозных органов у детей - 22/03/2010 07:34